В 2024 г. исполняется 140 лет со дня рождения лейтенанта, отважного исследователя Арктики Георгия Львовича Брусилова. Он родился 19 мая (6 мая по ст. стилю) 1884 г. в г. Николаеве Херсонской губернии в семье потомственного дворянина капитана 2 ранга Льва Алексеевича Брусилова (1857–1909), ставшего впоследствии одним из создателей и первым начальником Морского Генерального штаба.
7 мая 1896 г., мать Георгия Львовича, Екатерина Константиновна Брусилова (урожденная Панютина) направила прошение о зачислении сына в Морской кадетский корпус. Однако прошение не было удовлетворено, поводом послужило отсутствие необходимых документов. 1 июля 1897 г. Л. А. Брусилов направил новое прошение о зачислении сына в младший общий класс Морского кадетского корпуса и 9 июля 1897 г. получил уведомление о рассмотрении заявления.
Из сохранившихся в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (РГАВМФ) документов известно, что уже в 1899 г. в качестве воспитанника Морского кадетского корпуса Г.Л. Брусилов совершил свое первое плавание на учебном судне «Моряк», в 1900 и 1901 гг. участвовал в учебных плаваниях на крейсере «Князь Пожарский». Что произошло потом – пока не установлено, но в сентябре 1901 г. мать забрала Георгия из корпуса «по домашним обстоятельствам». 4 ноября 1903 г. с высочайшего разрешения юноша был принят во флот юнкером на казенное содержание. 21 февраля 1905 г. произведен в мичманы и направлен на Дальний Восток, где в это время его отец, уже капитан 1 ранга, командовал крейсером «Громобой».
Георгия, прибывшего во Владивосток 29 мая 1905 г., зачислили в состав команды миноносца № 209. 12 августа отец писал матери: «Юра теперь часто бывает в море по нескольку дней, и не только в означенном районе – в конце июля отряд миноносцев ходил к Корейскому берегу, а в августе – в той экспедиции в которой обстреливали японский пароход». В конце 1905 – начале 1906 гг., после подписания перемирия с Японией, русские крейсера из Владивостока совершили переход на Балтику, Г.Л. Брусилов в этом время служил на крейсере «Богатырь».
Числясь в составе флота Балтийского моря, Брусилов плавал на миноносцах, 29 марта 1909 г. был произведен в лейтенанты, после чего в мае – октябре того же года командовал своим первым кораблем – стареньким миноносцем № 115. Затем последовало новое назначение, которого он, судя по всему, сам добивался – вахтенным начальником на транспорт «Вайгач». Это судно, как и однотипный «Таймыр», было построено на Невском судостроительном заводе. Имея усиленные корпуса специальной формы, они могли действовать во льдах и предназначались для методичного изучения Северного морского пути.
На ледокольном транспорте «Вайгач» под командованием капитана 2-го ранга А.В. Колчака Г.Л. Брусилов совершил восьмимесячное плавание из Санкт-Петербурга во Владивосток вокруг Европы, через Суэцкий канал, Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Поход оказался чрезвычайно сложным: механизмы часто выходили из строя и требовали большого ремонта, морские переходы сменялись длительными стоянками в портах. В течение всего пути офицеры кроме несения вахты занимались метеорологическими и океанографическими исследованиями, на стоянках изучали скорость и направление течений, погодные явления. 3 июня 1910 г. «Таймыр» и «Вайгач» пришли во Владивосток. 11 августа 1910 г. Брусилов был переведен с «Вайгача» на «Таймыр». Оба транспорта, «Таймыр» и «Вайгач», вошли в состав Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и использовались для проведения комплекса работ по изучению практически неисследованных районов побережья Чукотского полуострова, морской съемкой, измерению глубин, наблюдению за движением льда в Чукотском и в Восточно-Сибирском морях от мыса Дежнева до устья р. Колымы. Вклад Брусилова в эти исследования был оценен, 14 февраля 1911 г. он был назначен одним из помощников начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Врач экспедиции Л.М. Старокадомский дал ему такую характеристику: жизнерадостный, энергичный, смелый офицер, но знаний о полярных морях и опыта плавания в них пока недостаточно.
Молодой, амбициозный лейтенант считал, что Морское министерство недостаточно активно занимается развитием этого региона и выбрало для изучения Севера слишком методичный план: корабли каждый сезон должны были выходить из Владивостока в полярные воды и, описав очередной отрезок побережья, возвращаться на зимовку во Владивосток. Г.Л. Брусилов по примеру норвежского ученого Норденшельда решил пройти путь от Архангельска до Владивостока вдоль побережья арктических морей за одну навигацию – тем самым «рванувшись навстречу» своим чересчур на его взгляд методичным и острожным друзьям. Не встретив поддержки в Морском министерстве (где прекрасно учитывали, что его опыт заключался всего в двух арктических плаваниях 1910–1911 гг. в скромной должности вахтенного начальника), Брусилов решил организовать экспедицию самостоятельно. Для реализации своих планов с 13 февраля 1912 г. он получил 11-месячный отпуск без сохранения содержания.
С помощью ближайших родственников, дяди Бориса Алексеевича Брусилова, богатого московского землевладельца, и его жены Анны Николаевны Брусиловой, он организовал акционерную компанию. На деньги, полученные от А.Н. Брусиловой, в Великобритании была приобретена парусно-моторная шхуна «Бленкатра» водоизмещением 570 т, построенная в 1867 г. и затем специально усиленная для плавания во льдах. Покрытие расходов предполагалось осуществлять за счет зверобойного промысла по пути плавания, для чего в состав экипажа зачислили двух гарпунеров. Судно, переименованное в «Святую Анну», с запасом провизии на 18 месяцев, уже в июле 1912 г. красовалось на якоре у Николаевского моста в Санкт-Петербурге. 28 июля 1912 г. «Св. Анна» отправилось в плавание вокруг Скандинавии в Александровск-на-Мурмане (в настоящее время г. Полярный). Забрав там дополнительные запасы воды и продовольствия, «Святая Анна» покинула Екатерининскую гавань и отправилась в экспедицию, ставшую последней для самого Брусилова, членов экипажа судна и единственной женщины на судне Е.А. Жданко, взявшей на себя обязанности врача экспедиции.
Дальнейшая судьба экспедиции хорошо известна по многочисленным статьям, художественным произведениям, научно-популярным фильмам. Судно, с трудом преодолев пролив Югорский Шар, в октябре 1912 г. оказалось затерто льдами в Карском море у западного побережья полуострова Ямал. Затем вместе со льдами начался дрейф, который непрерывно продолжался в течение 1912 и 1913 гг. и вынес шхуну далеко в Центральную Арктику, севернее Земли Франца-Иосифа. Все события этого дрейфа стали известны благодаря документам, доставленным штурманом экспедиции В.И. Альбановым, который с группой из 11 человек покинул дрейфующее судно и после тяжелого перехода с одним из выживших матросов вышел к м. Флора. Все документы были неоднократно опубликованы. В фондах архива хранится копия рапорта Альбанова, отправленного 29 августа 1914 г. в Главное гидрографическое управление.
Настойчивые обращения родственников участников экспедиции заставили Главное гидрографическое управление принять меры по организации спасательной экспедиции. С помощью норвежского исследователя О. Свердрупа были подготовлены в Дании и Норвегии пароходы «Эклипс» и «Герта» и в помощь им направлены зафрахтованные пароходы «Андромеда» и «Печора». Поиски шли двумя отрядами в районе Земли Франца-Иосифа и Шпицбергена. По возвращении спасательных партий командиры судов донесли, что никаких следов пропавшей экспедиции лейтенанта Г.Л. Брусилова не обнаружено. 5 августа 1917 г. он был исключен из списков флота, как «находящийся в безвестном отсутствии в полярном плавании». Датой его гибели условно считается 1914 г.
Судьба отпустила Г.Л. Брусилову всего 30 лет жизни. Полярная биография Г.Л. Брусилова, начатая в 1910 г. в Северном Ледовитом океане, закончилась в Центральной Арктике, когда судно «Святая Анна» находилось выше Земли Франца Иосифа на 83 ͦ 17ʹ северной широты и 60 ͦ восточной долготы. Она стала очередным подтверждением того, что энтузиазм и авантюризм крайне редко могут заменить рассудительность и опыт. Поиски артефактов этого плавания продолжаются и в настоящее время.
Автор: Л.И. Спиридонова, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).
Участники событий и другие указанные лица: