Немало героев русско-турецкой войны 1877–1878 гг. вписали свои имена в славную историю военно-морского флота. Ярким примером тому может послужить и подвиг лейтенанта Николая Илларионовича Скрыдлова, атаковавшего на катере «Шутка» турецкий пароход «Эрекли» при постановке минных заграждений на реке Дунай.
Предысторией этого события явилось начавшееся военное противостояние между двумя империями – Российской и Османской. Россия «в защиту измученных наших единоверцев-славян» 12 апреля 1877 г. объявила войну Турции. Но Парижским мирным договором 1856 г. после Крымской войны Россия и Турция были лишены права держать военный флот и строить крепости на Черном море. Только в 1871 г. России удалось добиться отмены «нейтрализации Черного моря». К началу русско-турецкой войны Черноморский флот еще не был восстановлен. Турецкая же армия уже держала там хорошо оснащенную Дунайскую эскадру. Румынский левый берег реки турки не контролировали, но правый берег по границе с Болгарией они укрепили мощными крепостями. К полноводному и быстрому Дунаю русская армия подошла через Румынию. Для наступления на турецкую столицу Константинополь (ныне Стамбул) армии необходимо было оперативно преодолеть серьезное препятствие – реку Дунай. Для успешной переправы командованием было решено организовать силами военно-морского флота не только мощные минные заграждения, но и защиту русских войск от противника.
Поскольку в короткие сроки восстановить флот было физически невозможно, то сработала военная смекалка – изобретение русских инженеров. Суть изобретения заключалась в оснащении паровых катеров длинными шестами, к концам которых крепились мины для подрыва турецких кораблей. Для укомплектования Дунайской речной флотилии с конца 1876 г. по железной дороге отправлялись паровые и гребные катера. В их числе прибыл и катер «Шутка». Его построили в 1871 г. в Лондоне на судоверфи «Tornikroft & Cº» в качестве прогулочной шлюпки для цесаревича Александра, будущего императора Александра III. В состав флота «Шутку» зачислили 28 июня 1874 г. Прогулочную шлюпку переоборудовали под нужды военного времени. Примечательно, что имелась возможность с помощью веревки отводить назад дымовую трубу – такая конструкция, созданная для беспрепятственного прохождения под мостами Петербурга, оказалась очень кстати для маскировки в зарослях прибрежных кустов и камышей при засаде на неприятеля. А самое главное, шлюпку вооружили восьмиметровыми шестами, прикрепив на их концы медные цилиндры, начиненные взрывчаткой. Так прогулочная комфортабельная, с полированными панелями шлюпка превратилась в боевой катер, сохранив при этом свое шаловливое название. Командиром катера был назначен лейтенант Н.И. Скрыдлов.
На Дунай из Петербурга прибыл отряд моряков Гвардейского флотского экипажа. Согласно «Месячному рапорту о состоянии отряда Гвардейского экипажа за июнь месяц 1877 г.» в бивуаке у г. Зимнице находилось 578 человек. В их числе: «1 – штаб-офицер, 31 – обер-офицер, 60 – унтер-офицеров, 18 – музыкантов, 410 – матросов и 58 – рядовых».
В Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (РГАВМФ) хранится рапорт от 8 июня 1877 г. командира отряда Гвардейского экипажа капитан-лейтенанта К. Тудера начальнику инженеров действующей армии генерал-майору А. Деппу. Согласно рапорту, отряд паровых катеров еще 7 июня в 8 часов вечера начал выходить из-за деревни Мало де Жос (Маля-де-Джес – разночтения в документах) в реку Дунай. Отряд катеров следовал по Дунаю к острову Мечка, где приступил к постановке мин Герца между румынским берегом и островом. Фарватер в этом месте проходил под отвесным турецким берегом. Оборонительные минные заграждения необходимо было ставить не только по обеим сторонам острова, а также ниже и выше планируемой переправы. Поскольку корабли турецкого флота для воспрепятствования переправе русской армии могли появиться как со стороны Черного моря, так и со стороны верхнего течения Дуная. С рассветом катера успели поставить мины только по левую сторону острова, но как только они приблизились к турецкому берегу – на них обрушился град пуль.
Постановка минных заграждений – сложная задача, но еще сложнее оказалось катеру «Шутка» прикрывать их постановку. Так как именно лейтенанту Скрыдлову капитан 1 ранга М.Д. Новиков приказал атаковать появившийся из Рущука турецкий пароход «Эрекли». Тот непрерывно стрелял из штуцеров и орудий по всем катерам. Затем обстрелянный из деревни Паропаны русской батареей пароход скрылся за остров Мечка. Но и оттуда, спускаясь задним ходом к острову Динулую, он не прекращал стрелять по катерам через кусты. За мысом острова в зарослях камышей, опустив трубу, прятался катер «Шутка». Он пропустил турецкий пароход мимо себя, а затем устремился за ним в погоню.
Газета «Кронштадтский вестник» 22 июня писала: «Вы знаете быстроту "Шутки": моментально он выскакивает из камышей, будучи вооружен миною, ударяет в борт парохода, соединяет проводники и увы! – взрыва не последовало; оказалось, что проводники в двух местах повреждены пулями. Можете себе представить под каким градом пуль и ядер было наступление и отступление! С парохода пущены были в дело и орудия, и штуцера, и револьверы, с монитора и батареи также. Между тем и с берега не переставали стрелять». Это был неравный бой. Впечатляет большая разница в размерах катера и парохода. Длина турецкого парохода насчитывала 180 футов (около 55 метров). Вооружение его состояло «из 4-х гладкостенных орудий 4-х и 9-ти фунтового калибра, расположенных по бортам – два на баке и два на шканцах позади трубы». В команде парохода числилось шесть офицеров и 65 нижних чинов. И все это против 11-ти метрового катера с двумя шестовыми минами и командой из восьми человек! Под шквальным обстрелом, с восьмью пробоинами, катер «Шутка» отступил. Команде приходилось безостановочно вычерпывать воду. Сделав большой обход вниз по Дунаю, катер удачно вышел в проток и присоединился к русской флотилии. Но и турецкий пароход ретировался к Рущуку, тем самым дав возможность закончить постановку минных заграждений. Лейтенант Скрыдлов во время этой дерзкой атаки получил множественные ранения в обе ноги и руку. Во время этого боя на катере находился и знаменитый художник В. Верещагин, он тоже был ранен «пулею навылет в ляшку». Его рана представляла собой канал длиной в два вершка (почти 9 см). Ранения у обоих были «без повреждения костей». По возвращении раненых отправили «на носилках и рыбацких лодках через болото в деревню Паропань, где находился ближайший медик». В машине на катере "Шутки" собрали больше пригоршни пуль. "Шутки", конечно, вся была пробита пулями. Фарватер все-таки удалось загородить минами, несмотря на сильный огонь».
За «молодецкий и неустрашимый поступок» лейтенанта Скрыдлова наградили орденом Св. Георгия 4-й степени, который на героя возложил сам император Александр II. Наградами была отмечена вся команда катера «Шутка». Позже за героическое участие в военных действиях Скрыдлов был награжден светло-бронзовой медалью «В память русско-турецкой войны 1877–1878» и румынским Железным Крестом.
Н.И. Скрыдлову, уже в звании вице-адмирала, довелось участвовать и в русско-японской войне 1904–1905 гг. Удивительным поворотом судьбы пути Скрыдлова и Верещагина, хоть и косвенно, но опять сошлись при трагических обстоятельствах этой войны. Тогда 31 марта 1904 г. на минах подорвался броненосец «Петропавловск», и в числе более чем 600 погибших офицеров и нижних чинов значились командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров и «свободный художник» В.В. Верещагин.
Высочайшим приказом от 1 апреля 1904 г. вице-адмирал Скрыдлов был назначен командующим флотом в Тихом океане. Телеграммой от 9 мая 1904 г. Скрыдлов сообщил наместнику его величества на Дальнем Востоке Е.И. Алексееву о вступлении в командование флотом, однако в декабре того же года он был возвращен в Петербург.
Через пять лет высочайшим приказом от 28 августа 1909 г. член Адмиралтейского совета вице-адмирал Н.И. Скрыдлов был произведен в адмиралы с последующим увольнением от службы.
Скончался Н.И. Скрыдлов в Петрограде 4 октября 1918 г.
Текст: Л.М. Карчанова, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: