В ходе Гражданской войны в России, после Новороссийской катастрофы, гибели Северного и Северо-Западного фронтов, положение Белого дела представлялось обреченным. Прибывшие в Крым Белые полки были деморализованы. Генерал Деникин сложил с себя полномочия командующего силами Юга России и по просьбе собранного по этому вопросу Военного совета 4 апреля 1920 года передал их генерал-лейтенанту Петру Николаевичу Врангелю.
В приказе Деникина говорилось: «1. Генерал-лейтенант Врангель назначается Главнокомандующим Вооруженными силами Юга России. 2. Всем, честно шедшим со мной в тяжелой борьбе, низкий поклон. Господи, дай победу армии, спаси Россию». В тот же вечер, на борту английского миноносца, генерал Деникин покинул русскую землю.
Англия, самый верный, как казалось, союзник, отказалась от поддержки Белого Юга. На маленьком Крымском полуострове сосредоточилось все, что осталось от недавно еще грозных Вооруженных сил Юга России. Войска были сведены в три корпуса: Крымский, Добровольческий и Донской, насчитывавшие в своих рядах 35 тысяч бойцов при 500 пулеметах, 100 орудиях и при почти полном отсутствии материальной части, обозов и лошадей.
Врангель был убежден, что «не триумфальным шествием из Крыма к Москве можно освободить Россию, а созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа». Крым должен был стать своеобразным «опытным полем», на котором можно было бы создать «модель Белой России», альтернативную «России большевицкой».
В национальной политике, отношениях с казачеством Врангель провозгласил федеративный принцип, 22 июля с атаманами Дона, Кубани, Терека и Астрахани было заключено соглашение, гарантировавшее казачьим войскам «полную независимость в их внутреннем устройстве».
Но главной частью политики Врангеля стала земельная реформа, 25 мая, накануне наступления Белой армии, был обнародован «Приказ о земле». «Армия должна нести землю на штыках» - таков был смысл аграрной политики.
Вся земля, в том числе и «захваченная» у помещиков в ходе «черного передела» 1917 - 1918 годов, оставалась у крестьян. «Приказ о земле» закреплял землю за крестьянами в собственность, хотя и за небольшой выкуп, гарантировал им свободу местного самоуправления через создание волостных и уездных земельных советов, а помещики не могли даже возвращаться в имения.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: