Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря открылась выставка «Цвет сквозь эпохи». Проект посвящен реставрации деревянной полихромной скульптуры – одного из самых древних и распространенных видов декоративного искусства. В экспозиции – 40 предметов из 10 федеральных и региональных музеев.
«Российская школа реставрации – лучшая в мире. Это признанный стандарт качества и безупречности. Очередным свидетельством этого факта стали 40 уникальных памятников, которые восстановили опытные специалисты Центра им. Грабаря. Сегодня мы открываем поистине потрясающую выставку достижений российских специалистов. Она будет особенно интересна тем, кто стремится сохранить и передать наследие нашей культуры будущим поколениям», – отметила директор Департамента музеев и внешних связей Минкультуры России Елена Харламова.
Реставрация деревянной полихромной скульптуры является одним из самых ранних направлений деятельности Реставрационных мастерских, организованных в 1918 году И.Э. Грабарем.
«За десятилетия работы Мастерских было разработано немало новаторских методик и технологий работы с такими произведениями. Каждый экспонат отличается особенностями изготовления и степени состаривания, своей собственной историей бытования. Их реставрация осложняется еще и тем, что деревянные полихромные экспонаты сочетают в себе сразу несколько техник – это и резная деревянная основа, и темперная роспись, и порой масляная, и золочение или серебрение основы», – сообщил генеральный директор Центра Дмитрий Сергеев.
По его словам, отличные результаты реставрации, которые можно наблюдать и на примере этой выставки, являются следствием высочайшего профессионализма специалистов Центра имени Грабаря в области научной реставрации и тесного сотрудничества с музеями России.
Выставка демонстрирует результаты работы реставраторов мастерской деревянной и каменной скульптуры Центра. Посетителей ждет разнообразие памятников: от артефактов Древнего Египта и Индии до уникальной по материалам и технике изготовления декоративной скульптуры XVIII века.
Один из древнейших экспонатов, представленных на выставке, – древнеегипетская статуэтка погребального бога Птах-Сокар-Осирисаиз собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В процессе консервации археологической находки был раскрыт оригинальный декор статуэтки.
Центральным экспонатом выставки станут Царские врата XVII века из коллекции Переславль-Залесского музея-заповедника. Их облик был восстановлен благодаря проведенным предреставрационным физико-химическим исследованиям, в результате которых выявили первоначальное полихромное покрытие резьбы.
На выставке будут экспонироваться две пары брачных венцов XVII–XVIII веков из собрания Государственного исторического музея. Отличительной особенностью венцов является то, что они созданы из цельного блока дерева путем выдалбливания сердцевины. Венцы расписаны в темперной иконописной манере.
В экспозиции широко представлена древнерусская церковная скульптура, один из наиболее интересных экспонатов – скульптура «Иосиф Аримафейский» второй половины XVIII века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Святой изображен в рост, в руках держит конец Плащаницы. Скульптура принадлежит композиции «Положение во гроб». В настоящее время отреставрированы представленные на выставке скульптуры Иосифа и Ангела. Работа над другими фигурами композиции продолжается.
Важной частью проекта стали не имеющие аналогов декоративные скульптуры из павильона «Грот» в музее-усадьбе «Кусково». Предметы были изготовлены по оригинальной технологии: на слой мастики вставлялись разнообразные по форме и размерам раковины и перламутр, иногда бусины коралла, камешки и кусочки цветного стекла.
Выставка будет работать для посетителей до 16 июня 2024 года.
Фото: Министерство культуры Российской Федерации.
Участники событий и другие указанные лица: