Группа ученых из Кемеровского государственного университета во главе с доктором исторических наук Ольгой Советовой описала ранее неизвестные петроглифы, обнаруженные в ходе экспедиций последних трех лет. Среди найденных рисунков неожиданно оказалось и крайне редкое изображение парохода.
Основной задачей ученых было изучение памятников наскального искусства Минусинской котловины. Одним из них является Тепсей, изображения которого в последние годы обследуют и документируют специалисты кафедры археологии КемГУ.
В последние годы уровень воды в Красноярском водохранилище из-за сброса воды был как никогда низким. Благодаря этому авторам научной работы удалось провести обследования прибрежных скал Тепсея у реки Тубы (Усть-Туба).
В результате разведок было выявлено несколько участков с ранее неизвестными наскальными изображениями: были задокументированы фигуры быков, изображение животного в скифском стиле, гравированные рисунки коней, рунические знаки, тамги и пр.
Наибольшее количество найденных рисунков относится к так называемому народному искусству и датируется Новым временем (XVII век - начало XX века) - это изображения коней, всадников, верблюдов, оленей, собак и пр.
Одной из самых любопытных, редких и неожиданных находок стал петроглиф, изображающий… пароход с трубой. Ученые предполагают, что артефакт, по-видимому, отображает знакомство местного населения с самыми первыми образцами этого вида транспорта.
Исследователь Адрианов в своих "Очерках Минусинского края" от 1904 года писал, что паровое движение по Енисею возникло лишь в 1881 году, и в течение нескольких лет совершалось на маленьком, очень плохом пароходе.
В Красноярске первый пароход под названием "Москва" появился в мае 1882 года. Он был построен в германском городе Теттине и приобретен купцом Гадаловым у барона Кноппа. Адрианов писал: "В настоящий момент по Енисею ходит до шести пароходов, из которых два совершают рейсы между Минусинском и Красноярском, а остальные между Минусинском и Енисейском; кроме того, ходят два казенных парохода, выполняющих специальные функции. Что касается притоков Енисея, то за исключением Тубы в нижнем течении они совсем не судоходны".
То есть Туба в то время была судоходной, и местные художники могли видеть пароходы, - к такому выводу приходит авторский коллектив под руководством Ольги Советовой. Этот новый вид транспорта, пишут они, очевидно, оказал на местное население столь сильно впечатление, что был запечатлен на скальной поверхности.
Кстати, к настоящему времени на Тепсее выявлено более 14 отдельных местонахождений рисунков, из них исследования проведены на 10. "Складывается впечатление, что изображения есть везде: от прибрежной зоны до вершин гор", - делятся впечатлениями ученые. При помощи беспилотников была установлена приблизительная площадь с зафиксированными наскальными рисунками - она охватывает более 27 квадратных километров.
Текст: Денис Передельский. Журнал "Родина".
Изображение: группа "Петроглифы Хакасско-Минусинской котловины" в соцсети ВКонтакте.