Кругосветное плавание советских атомных подводных лодок проекта 627А с оперативно-тактическим номером К-133 и проекта 675 с номером К-116 завершилось 26 марта 1966 года у причалов бухты Крашенинникова, Камчатский край. Успешное завершение уникального похода - это замечательная страница в истории отечественного подводного флота. Отечественная наука создала надёжные боевые корабли, которые могли решать любые задачи в Мировом океане.
Подготовка к походу велась в полной секретности. Экипажи проверяли медики и контрразведчики. Сами лодки прошли дополнительный осмотр с привлечением специалистов, в том числе из числа разработчиков. На борту субмарин, с учетом напряженности в отношениях СССР и США, находилось и ядерное оружие - экипажи были оповещены, что будут проходить его испытания. Большое внимание уделялось обеспечению скрытности, поскольку подводникам предстояло преодолеть несколько противолодочных рубежей НАТО.
Выйдя в Баренцево море, лодки ушли на глубину и пропали. До 26 марта 1966 года. Их маршрут отслеживался в Главном штабе ВМФ - во время выхода на связь. Лишь однажды советские подводники засекли шумы неизвестной атомной подводной лодки - скорее всего американской, но она резко изменила курс и вышла из поля акустической видимости.
На подходе к проливу Дрейка, который знаменит своими ураганами и мрачными легендами, подводники встретились с гигантскими айсбергами. Пролив Дрейка, разделяющий Антарктиду и Южную Америку, это скопище гигантских айсбергов. Ледяные стены здесь уходят вниз до 1000 метров, при глубине погружения лодки в 300 метров маневрировать между ними в подводном положении - все равно что играть в прятки со смертью.
Эхопеленгаторы советским подводникам помогали мало: айсберги, постоянно наползая друг на друга, создавали постоянный шум, который засвечивал экраны гидроакустического комплекса. Лодки шли на ощупь, испытывая колоссальное физическое и моральное напряжение.
Самый опасный участок пути протяженностью 1300 миль лодки прошли за судами обеспечения на акустическом контакте. На глубинах 70-100 метров бушевавший на поверхности шторм почти не ощущался. Подводники могли лишь догадываться, насколько трудно приходилось морякам на судах обеспечения, но вскоре и они почувствовали крутой нрав океана. Пройдя пролив, каждая подлодка должна была дать радиодонесение. Для этого требовалось на короткое время подвсплыть на глубину 8-10 метров и испытать штормовые волны.
Остров Пасхи - романтическое место, воспетое путешественниками, стало одним из самых серьезных испытаний для наших подводных лодок. Американцы разместили здесь станции слежения за советскими подлодками. Глубины достигают 6 километров. Наши подлодки порой «проваливались» на 600 метров при 300 заложенных на прочность, но выдержали такую проверку на прочность и вышли из этой зоны совершенно незамеченными.
Наши подводники, если посмотреть на карту похода, не замкнули полностью кругосветный маршрут. Выйдя в начале февраля 1966 года из заполярной базы Западная Лица, атомоходы К-116 и К-133 прошли Норвежское море, пересекли с севера на юг Атлантику, преодолели бушующий пролив Дрейка и зашли в антарктические воды. Затем атомоходы двигались вдоль восточного побережья Южной Америки, пересекли Тихий океан и 26 марта ошвартовались у причалов камчатской бухты Крашенинникова.
Советские подлодки бороздили глубины трех океанов - Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого, несколько раз пересекли все климатические и гидрологические зоны земного шара. Этот рекорд по дальности подводного перехода не побит и поныне. Помимо огромного политического значения, эта подводная кругосветка стала впечатляющей демонстрацией научно-технических достижений и военной мощи государства.
Поход показал, что Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для отечественных атомных подводных лодок. Одновременно он открывал и новые возможности для маневра между Северным и Тихоокеанским флотами. Подобным маршрутом перебазировались впоследствии отечественные атомные ракетоносцы и в последующие годы.
Фото: hdpic.club.