Название г. Феодосия переводится с греческого языка как «дар богов», что полностью соответствует образу этого известного многим туристам места.
Основание Феодосии на позднем, завершающем этапе греческой колонизации во второй половине VI в., было напрямую связано с персидской экспансией Ионии после 545 г. до н.э., которая вызвала миграцию части проживавших там эллинов в Северное Причерноморье. Во главе этого процесса стоял г. Милет, округа которого наиболее пострадала от персидского вторжения. Феодосия была основана вдали от других античных центров потому, что лучшие земли в Восточном Крыму были заняты эллинами в конце VII — первой половине VI вв. до н.э. Локализация античной Феодосии установлена давно и не вызывает сомнения. Полис находился на берегу большого залива у подножья невысокого горного хребта Тете Оба (289 м) и располагался на прибрежной возвышенности, которая ныне носит название «Карантинная Горка».
IV в. до н.э. был временем наивысшего экономического подъема полиса и сельской округи Феодосии. Период процветания закончился в конце последней трети III в. до н.э. вследствие давления сарматов и, очевидно, их грабительских рейдов вглубь Крымского полуострова. На протяжении II в. до н.э. Боспорское царство, частью которого являлась Феодосия, с трудом выдерживало усиливающийся напор сарматских племен. Отразилось на состоянии города и знаменитое восстание скифа Савмака против Митридата VI Евпатора в 107–108 гг. до н.э. Феодосия была среди городов, поддержавших восставших и впоследствии занятых царским войском. Постепенно город, на долю которого пришлось множество трагичных событий, связанных с длительным процессом великого переселения народов, приходил в упадок. Окончательно Феодосия была заброшена в ходе херсонесско-боспорских войн X в., о которых повествует Константин Багрянородный.
В середине XIII в. купцы Генуи выкупили небольшую часть крымских земель у хана Золотой Орды. На месте разрушенной Феодосии было суждено родиться новому городу – Кафе.
Основанная генуэзцами колония вскоре превратилась в самый богатый и процветающий город в северной части Черного моря. Выгодное географическое положение способствовало этому. Кафа стала связующей частью между Европой и Азией, куда стекались все богатства ближайших стран и регионов.
В 1320 г. город стал столицей крымских владений Генуи. Возникла необходимость в надежной защите города, поэтому в 1340 г. началось строительство крепостных сооружений на берегу Феодосийского залива, способных обезопасить подступы с моря и суши. Постройка крепости заняла всего 3 г., но она при этом стала самой большой и мощной в Европе. В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранятся документы, связанные с этим периодом в истории Феодосии: память великого князя Ивана III Васильевича русскому послу в Крым Н.В. Беклемишеву о переговорах с консулом генуэзской колонии Кафы по поводу несправедливой конфискации товаров русских купцов и о желании русского правительства установить торговые сношения между Россией и генуэзскими колониями в Крыму.
Расцвет торговли и города продолжался до турецкого вторжения. Войска султана ворвались в город, который после завоевания в 1475 г. стал столицей турецких владений в Крыму под названием Кефе. Были построены мечети, турецкие бани и новые дома.
Турки оставались в Крыму до 1771 г., пока Феодосию не взяли русские войска в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 гг. По этому случаю князь В.М. Долгоруков был удостоен ордена Св. Георгия Победоносца 1 степени.
В рамках «греческого проекта» императрицы Екатерины II большинство городов называлось в память о древнегреческой колонизации Северного Причерноморья – Одесса, Севастополь, Симферополь, Херсон и т.д. По тем же причинам некоторым существовавшим поселениям возвращались древние имена. Так, г. Кефе вернулось его старинное название – Феодосия.
Заботу о древнем городе проявлял генерал-губернатор Г.А. Потемкин, который установил охрану мечетей, замка паши, загородного дворца хана, приказав приставить к ним особого директора – коллежского советника Мавроения. О сформировавшейся планировке и средневековых укреплениях свидетельствуют планы 1771, 1777 и 1784 гг.
После включения Крыма в состав Русского государства потребовалось обновление социально-экономической структуры города. По просьбе Потемкина в сентябре 1783 г. были отправлены специалисты для монетного двора в Феодосии, в котором до 1788 г. выпускалась таврическая монета. Для способствования росту и развитию крымской экономике императрица 16 февраля 1784 г. издала указ об облегчении торговли в городах особо удобных для этого – Херсоне, Севастополе, Феодосии и об открытии их для дружественных народов. В 1786 г. Феодосия была освобождена на пять лет от взимания пошлины. В 1787 г. она стала уездным центром Таврической области. Однако повышение административного статуса города и стремление активизировать его торговлю не дало должного эффекта: Феодосия и ее старые укрепления лежали в развалинах – городу требовалось обновление путем активного строительства.
В 1787 г. был разработан трехлетний план застройки Феодосии. В первый год планировалось очистить улицы, подровнять стены, на следующий год надо было построить мосты, починить обвалившиеся стены, одеть дерном земляные крепости и осенью посадить деревья; на третий год построить пристань и некоторые магазины для поклажи товаров. В 1792 г. в Феодосии было уже 132 двора, где проживало 450 человек; в городе было 4 церкви, 1 мечеть, 1 еврейская школа, 86 лавок и магазинов, 9 постоялых дворов.
Несмотря на все старания правительства, Феодосия оставалась незначительным городом и начала развиваться после соединения её с внутренними губерниями России железной дорогой (1892 г.)
Большую роль в сохранении древностей Феодосии сыграл ее уроженец и почетный житель знаменитый художник-маринист И.К. Айвазовский, который бесконечно любил свой родной город. В Феодосии каждый шаг связан с именем Айвазовского: на берегу бульвар Айвазовского, дом и галерея, в соборе Св. Сергия его большая икона, памятники и фонтаны, напоминающие о великом художнике, музей древности, школы, городской клуб. Именно эти составляющие элементы архитектурного облика города сформировали и узнаваемый сегодня своеобразный образ Феодосии.
Большинство исследователей архитектуры города отмечают, что дом Айвазовского, ставший позже частью единого архитектурного ансамбля Феодосийской картинной галереи, – одно из красивейших зданий города, построенное в 1846–1847 гг. Дом, напоминающий итальянскую ренессансную загородную виллу, был спроектирован по эскизам самого Айвазовского. Построен в 1880 г. на улице, которую позже назовут Галерейной. К своему дому художник пристроил Большой выставочный зал. Дом художника, стоящий на окраине старой Феодосии, у самого берега моря, принимал гостей со всего мира. Галерея в доме Айвазовского при его жизни выполняла и функции концертного зала, где часто выступали известные музыканты и актеры.
Благодаря художнику в конце ХІХ в. Феодосия стала центром культурной жизни Крымского полуострова, куда стремились попасть иностранные путешественники.
Текст: Н.Ю. Болотина, Е.С. Евдокимова, Российский государственный архив древних актов (РГАДА).
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: