В культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!» есть эпизод, в котором Женю Лукашина и Галю ждет к себе в гости на Новый год семья Катанян. Рядовой зритель едва ли обратил на это внимание, а вот все причастные к советскому кинематографу понимали, что таким образом Рязанов отметил своего близкого друга и коллегу – режиссера-документалиста и писателя Василия Васильевича Катаняна.
Кинодокументалистика, увы, почти всегда находится в тени яркого и волнующего художественного кино. Оттого и режиссеры, посвятившие себя этой профессии, редко добиваются такой известности, как их коллеги, снимающие художественные фильмы. Но В.В. Катаняна можно считать исключением из этого правила. Талантливый, требовательный профессионал и глубоко эрудированный, обладавший искрометным чувством юмора харизматичный человек, – он стал неотъемлемой частью эпохи и ее мемуаристом.
Этому немало способствовало происхождение Василия Катаняна и окружение, в котором он рос: его отцом был литературовед, писатель и биограф В.В. Маяковского Василий Абгарович Катанян, матерью – журналистка и певица Галина Дмитриевна Клепацкая. В 1928 г. Катаняны переехали из Тифлиса, где родился Василий, в Москву, а в 1937 г. отец ушел из семьи к Л.Ю. Брик, с которой у В.В. Катаняна впоследствии сложились дружеские отношения. Общение с многочисленными знакомыми и друзьями Василия Абгаровича и Лили Юрьевны развивало его вкус, любовь к театру, балету и кино, способствовало формированию собственных дружеских связей.
Несмотря на искреннее увлечение искусством, свою трудовую биографию В.В. Катанян начал на авиационном заводе, куда он устроился в годы Великой Отечественной войны сначала токарем, а затем фрезеровщиком. Но уже в 1944 г. он поступил во ВГИК, на режиссерский факультет, в мастерскую Г.М. Козинцева. На одном курсе с ним учились Станислав Ростоцкий, Зоя Фомина, Лия Дербышева, Виллен Азаров. Здесь же, в стенах ВГИКа произошло переросшее в многолетнюю дружбу знакомство Василия Катаняна с Эльдаром Рязановым, который называл друга «личностью высокой человеческой пробы».
«Вася был среди нас самым элегантным и самым остроумным, – вспоминал позднее Э.А. Рязанов. – Элегантность его была прирожденной. Все мы в 1944-45 годах ходили черт-те в чем, в залатанных штанах и заштопанных рубашках. Но Вася, носивший обноски, как и остальные, выделялся франтовством: напялит на себя немыслимый берет или накинет какой-нибудь яркий шарф и прямая ему дорога на подиум — показывать моды нищих. Хотя слово “подиум” мы тогда не знали. Васе была свойственна особенная пластика — отточенные, почти балетные жесты, грациозная походка, а его длиннющие ноги как бы говорили о том, что принадлежат аристократу».
В положенный срок, в 1950 г., В.В. Катанян выпустился из института с дипломом режиссера игрового кино, но по рекомендации Г.М. Козинцева (который, по воспоминаниям Рязанова, приводил студентам железный аргумент: «Лучше самостоятельно работать и делать фильмы из жизни ткачих или насекомых, чем бегать за бутербродами для постановщика в художественном кино») решил уйти в документалистику. Так его вторым домом на следующие сорок лет стала Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ).
Уже в 1951 г. на экраны вышел его первый полнометражный документальный фильм «Юные спортсмены», а спустя четыре года снятый им «Остров Сахалин» (1954 г.) был включен в программу короткометражных и документальных фильмов Международного кинофестиваля в Каннах. Из Франции он уехал без награды, но в 1956 г. получил первую премию на кинофестивале в Брюсселе.
Трудно найти тему, к которой не обратился бы в своем творчестве В.В. Катанян как режиссер или сценарист: в его фильмографии есть ленты о спорте, советских экспедициях в Антарктиду, республиках СССР, поездках советских лидеров за рубеж, гастролях мировых звезд и кинофестивалях в Москве и многие, многие другие – в общей сложности более 120 документальных и документально-художественных фильмов, а также сюжетов для киножурналов.
Но особенно успешными и запоминающимися стали его биографические работы, посвященные известным деятелям культуры, со многими из которых Катанян не просто был знаком, но и дружил: «Сергей Эйзенштейн» (1958 г.), получивший приз на Международном фестивале документальных фильмов в Эдинбурге, «Поль Робсон» (1959 г.), «Всеволод Вишневский» (1960 г.), «Майя Плисецкая» (1964 г., 1981 г. – вторая редакция), удостоенный гран-при на Международном кинофестивале фильмов об искусстве в Бергамо, «Аркадий Райкин» (1967 г.), «Композитор Родион Щедрин» (1970 г.), «На концерте Людмилы Зыкиной» (1978 г.), «Анна Ахматова. Листки из дневника» (1988 г.). За еще один фильм – «Партизаны. Война в тылу врага» в составе эпопеи Романа Кармена «Великая Отечественная» (1978 г.) – В.В. Катанян в 1980 г. был удостоен Ленинской премии.
На протяжении всей жизни, с детских лет, Василий Катанян вел дневники, фиксируя в них повседневную жизнь, происходившие вокруг исторические события, впечатления от общения с самыми разными людьми. В конце жизни они вместе с архивами В.А. Катаняна и Л.Ю. Брик, унаследованными им после смерти отца и мачехи, стали основой его воспоминаний и биографических книг о тех, кто был ему дорог. Так, в 1994 г. увидела свет его книга «Сережа. Цена вечного праздника», посвященная С.И. Параджанову, в 1997 г. – объемные воспоминания «Прикосновение к идолам», в которых он рассказал о своих великих современниках, в том числе, – о М.М. Плисецкой, с которой он дружил на протяжении сорока лет, а еще через год – «Лиля Брик, Владимир Маяковский и другие мужчины».
Уже после смерти В.В. Катаняна, наступившей после продолжительной болезни 30 апреля 1999 г., всего через два месяца после празднования его 75-летнего юбилея, были опубликованы еще две его книги: в 2000 г. вышла переписка Эльзы Триоле с Лилией Брик, которую он готовил сам, а в 2001 г. – отрывки из его дневников «Лоскутное одеяло». Подготовку последней книги завершала жена В.В. Катаняна – известный киновед и специалист по японскому кинематографу Инна Юлиусовна Генс, с которой они поженились в 1963 г. и были вместе до конца. Предисловие к «Лоскутному одеялу» написал Эльдар Рязанов. Он озаглавил его «Мой первый друг. Мой друг бесценный» и особенно подчеркивал свойственное этой книге и важнейшее для любого произведения мемуарного жанра качество – правдивость: «Я помню его первые литературные опыты. Они, честно говоря, не производили особого впечатления. Мне показалось, что записи были суховатыми и в чем-то ученическими. Но раз от разу его документальные воспоминания становились все добротнее, мастеровитее, талантливей. В большинстве своих новелл он опирался на дневниковые записи. Поэтому во всех его мемуарах совершенно нет вранья. Правда, его нет еще и потому, что Вася не выносил приблизительности, неточности и сочинительства, когда речь шла о конкретных людях. […] Я благодарю судьбу, что она одарила меня таким другом. Рассказывая о Василии Катаняне, я хотел передать собственную любовь и нежность к нему и попытаться заставить читателя разделить со мной эти чувства...».
Личный фонд Василия Васильевича Катаняна в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, ф. 3222) состоит из 512 единиц хранения за 1903–2004 гг. Часть своего творческого архива В.В. Катанян передал еще при жизни, в 1997 г. Оставшиеся документы поступили в 2002–2008 гг. от его вдовы И.Ю. Генс. Материалы фонда достаточно полно представляют личную и творческую биографию режиссера: это режиссерские и литературные сценарии его фильмов, творческие заявки, фотографии рабочих моментов съемок и кадров, рукописи воспоминаний, статей, обширной переписки, биографические документы и др.
Есть документы В.В. Катаняна и в других фондах архива – в первую очередь, конечно, в ф. 2577 «Брик Лили Юрьевна (1891–1978) – переводчица, ее муж Катанян Василий Абгарович (1902–1980) – литературовед».
Текст: К.В. Яковлева, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: