27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года, раздались первые залпы русско-японской войны. Предыстория этого конфликта началась с тех пор, как во второй половине XIX в. на Дальнем Востоке столкнулись интересы двух держав – России и Японии.
Важнейшим фактором в предстоящей войне должно было стать огромное пространство (7 тыс. верст), которое отделяло театр военных действий от центральных губерний России. Еще 30 марта 1895 г. начальник Главного штаба генерал Н. Н. Обручев, выступая на одном из совещаний, предостерегал: «Необходимо иметь в виду, что нам пришлось бы воевать за десять тысяч верст с культурной страной, имеющей 40 миллионов населения и весьма развитую промышленность. Все предметы военного снаряжения Япония имеет у себя на месте, тогда как нам пришлось бы доставлять издалека каждое ружье, каждый патрон…»
25 февраля 1891 г. император Александр III подписал указ о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали с конечным пунктом во Владивостоке. Часть Транссиба, проходившая через территорию Маньчжурии, получила название Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В начале XX в. от КВЖД на юг была протянута железнодорожная ветка к Порт-Артуру – Южно-Маньчжурская железная дорога (ЮМЖД).
Регулярное железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и портами Владивостоком и Порт-Артуром было установлено 1 июля 1903 г. Однако железная дорога вокруг озера Байкал не была достроена. Поезда приходилось переправлять на специальном пароме «Байкал», способном перевозить за один рейс 25 груженых вагонов и 200 пассажиров. В сутки паром успевал сделать два полных рейса. «Байкалу» помогал грузопассажирский ледокольный пароход «Ангара». С января 1904 г. отправлявшимся на Дальний Восток войскам приходилось идти пешком по льду, позже по нему проложили рельсы. Только 18 сентября 1904 г. по Кругобайкальской железной дороге началось рабочее движение поездов. Но к этому времени война уже шла.
Слабым местом Транссиба, КВЖД и ЮМЖД был одноколейный путь, имевший низкую пропускную способность. К 1 сентября 1904 г. железная дорога пропускала 17 пар поездов в сутки, что было недостаточно. К тому же шли они от центра России до района боевых действий целый месяц, в то время как база снабжения японской армии находилась в трех сутках пути по морю. Кроме того, КВЖД и ЮМЖД, проходившие по китайской территории, были достаточно уязвимы. Во время восстания ихэтуаней 1899–1901 гг. они сильно пострадали от нападения китайцев, которые разрушили 900 км пути.
Одним из ключевых событий русско-японской войны стала оборона крепости Порт-Артур. 15 марта 1898 г. Россия заключила с Китаем договор об аренде на 25 лет Ляодунского полуострова с крепостью Порт-Артур, незадолго до этого занятого японцами в ходе японо-китайской войны. С полуострова Япония вынуждена была уйти из-за совместного протеста Франции, России и Германии. Россия намеревалась превратить незамерзающий порт в свою главную военно-морскую базу на Тихом океане, поскольку владивостокская гавань три месяца в году стояла скованная льдами.
Бухта Порт-Артура оказалась недостаточно глубокой для крупных военных кораблей. Часть ее даже специально углубили для стоянки броненосцев. С внешним рейдом бухту соединял неширокий (150 сажен) и неглубокий (около 28 футов) пролив с сильным течением и довольно узким (около 80 сажен) фарватером. Порт-Артур, находившийся в котловине, был опоясан рядом высот. Главная из них, гора Высокая, поднимавшаяся на 99 сажен, господствовала над окружающей местностью и обеспечивала хороший обзор внутреннего рейда и большей части города.
Полуразрушенные китайские укрепления Порт-Артура мало годились для обороны. 18 января 1900 г. был высочайше утвержден план строительства и вооружения крепости, рассчитанный на 10 лет. За это время предусматривалось возведение сухопутной линии укреплений протяженностью 22 версты с 418 орудиями и приморской протяженностью 8,5 верст с 121 орудием. Всего для вооружения крепости предполагалось использовать 602 орудия и 48 пулеметов.
Строительство крепостных сооружений Порт-Артура предполагалось завершить к 1909 г. Поэтому к началу войны с Японией их готовность составила лишь 30 %. Из 8 фортов сухопутной линии полностью построен был только 1. Остальные достраивались уже в ходе войны. При этом форты были поставлены слишком близко к порту и городу и не способны были защитить их от бомбардировки осадных орудий. К 27 января 1904 г. на вооружении Порт-Артура имелось 413 пушек и 38 пулеметов системы «Максим». Недостача составляла 189 орудий и 10 пулеметов.
30 июля 1903 г. из Приамурского генерал-губернаторства и Квантунской области было учреждено наместничество на Дальнем Востоке, во главе которого поставлен адмирал Е. И. Алексеев. Ему были подчинены все военно-морские и сухопутные силы на территории наместничества. Резиденцией наместника был избран Порт-Артур.
К началу войны с Японией Россия располагала на Дальнем Востоке войсками численностью 98 тыс. человек. Кроме того, 24 тыс. человек осуществляли охрану КВЖД. Причем все эти силы были разбросаны на огромном пространстве, сравнимым с расстоянием от Архангельска до Одессы.
Готовясь к возможному столкновению с Японией, Россия разработала несколько планов военных действий. Первый из них был составлен вскоре после заключения японо-китайского Симоносекского мирного договора (1895 г.) Затем последовали военные планы, датируемые 1898, 1899, 1900 и 1901 г. К этому времени ситуация на Дальнем Востоке существенно изменилась: Россия закрепила за собой Порт-Артур и весь Квантунский полуостров, начала строительство КВЖД, а затем – ЮМЖД.
Последним по времени был план 1903 г. Он предполагал концентрацию трех независимых друг от друга воинских соединений. Первое (60 пехотных батальонов, 64 кавалерийские сотни и 160 орудий) было сосредоточено в районе города Ляояна. Второе соединение (8 батальонов, 6 эскадронов и 32 орудия) дислоцировалось в Приморье. Третье соединение стояло в Харбине, и было готово прийти на помощь либо первому, либо второму соединению.
Войскам, стоявшим под Ляояном, отводилась главная роль в предотвращении высадки японских войск на континенте, в защите с тыла Порт-Артура, в прикрытии подходов к реке Ялу, служившей границей между Китаем и Кореей. Приморское соединение прикрывало Владивосток и все Приморье. Если бы японцы устремились к Харбину, то русские войска из Приморья должны были нанести удар им во фланг. Основные силы по плану 1903 г. сосредотачивались в Маньчжурии, на начальном этапе войны они должны были придерживаться оборонительной тактики. Русское командование исходило из представления о том, что японцы имеющимися силами ударят либо по Порт-Артуру, либо по русской армии в окрестностях Ляояна, но никак ни одновременно по двум направлениям.
С июля 1903 г. между Россией и Японией велись переговоры о разделе сфер влияния в Маньчжурии и Корее, однако они не привели к соглашению. 30 декабря 1903 г. (по старому стилю) в Токио состоялся императорский совет, на котором его участники пришли к единодушному выводу о том, что переговоры с Россией безнадежны. На следующий день Япония сделала России последнее предложение, звучавшее как ультиматум. Токио требовал уступок не только в Корее, но и в Маньчжурии. Петербург согласился пойти на некоторые уступки, но сделал это с большим опозданием. Телеграмма министра иностранных дел графа В. Н. Ламсдорфа, содержавшая новые предложения, была отправлена в Порт-Артур 21 января, а вечером 23 января передана в Токио. Однако она была задержана японским телеграфом и получена в японской столице только 26 января, за несколько часов до нападения на Порт-Артур. К тому времени Япония 24 января разорвала дипломатические отношения с Россией.
К боевым действиям активно готовились японские армия и флот, ибо только победа на море могла обеспечить успех высадки десанта на континенте. Русские военный и морской агенты в Японии доносили в Санкт-Петербург о готовности вооруженных сил противника к началу активных действий. В Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) хранится дело с донесениями полковника Генерального штаба В. К. Самойлова. 29 декабря 1903 г. он докладывал: «Начатая с весны 1903 года самая тщательная поверка мобилизационной готовности японской армии закончена… Проверенная во всех деталях мобилизация и произведенные смотры показали, что японская армия совершенно готова… Красный Крест тоже приготовляется на случай войны…»
21–23 января 1904 г. в Токио состоялись три важных совещания. На совещании 22 января присутствовали кабинет министров, руководство Генерального штаба и старейшие политические деятели (гэнро). Они единодушно высказались за то, чтобы безотлагательно начать войну с Россией. Последнее слово оставалось за императором, который на совещании 23 января дал свое одобрение принятому накануне решению.
В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) японская эскадра адмирала Х. Того подошла к Порт-Артуру и атаковала корабли, стоявшие на внешнем рейде. 27 января 1904 г. начальник штаба Квантунской области генерал-майор В. Е. Флуг сообщил из Порт-Артура в Главный штаб: «Сего числа около одиннадцати часов утра японская эскадра в составе пятнадцати броненосцев и крейсеров подошла в Порт-Артуру и открыла огонь». В тот же день японская эскадра контр-адмирала С. Уриу совершила нападение на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в корейском порту Чемульпо (Инчхон). Накануне вечером на глазах русских моряков в порту высадился передовой отряд (около 3000 человек) 1-й японской армии (японцы заблаговременно повредили телеграфный кабель, соединявший Корею с Порт-Артуром). Остальные силы решено было высадить севернее, в порту Цинампо (Нампхо), на 180 верст ближе к реке Ялу, служившей границей между Кореей и Китаем. Русско-японская война началась.
В РГВИА хранятся многочисленные документы, освещающие действия Военного министерства по подготовке к возможной войне – донесения военных агентов о реорганизации и количественном увеличении японской армии, разведывательные сведения о будущем театре военных действий, планы стратегического развертывания, расписания войск, находящихся на будущем театре военных действий и предназначенных для отправки на Дальний Восток в случае объявления мобилизации, отчеты о постройке укреплений в крепости Порт-Артур, снабжении ее вооружением и припасами и др., а также документы, повествующие об участии сухопутных вооруженных сил в этом конфликте. С некоторыми из них заинтересованный читатель может ознакомиться в изданных в разное время сборниках документов.
Текст: Ю. С. Рябцев, к.и.н., О. В. Чистяков, к.и.н. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА).
Заглавное изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: