В 2023 году жертвой мошенников чаще всего становилась работающая женщина в возрасте от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода и образования, проживающая в городе.
Портрет жертвы Банк России составил по результатам опроса, участие в котором приняли более 395 тыс. человек. Если в 2022 году перевес в сторону мужчин был незначительным (0,8 п.п.), то в 2023 году доля женщин среди пострадавших от кибермошенников оказалась существенно (на 11 п.п.) выше доли мужчин и составила 55,5%.
В прошлом году стало больше людей, которые столкнулись с киберпреступниками, при этом пострадал каждый десятый. Как правило, сумма потери была менее 20 тыс. рублей. Обычно жертвы сообщали мошенникам данные карты и коды из СМС-сообщений либо сами переводили им деньги. Примерно треть пострадавших от мошеннических действий по факту хищения денег обращались с заявлением в свой банк.
Из ответов респондентов следует, что наиболее распространенной формой обмана остается телефонное мошенничество (звонок и СМС-сообщение). При этом увеличилось число мошеннических случаев с использованием мессенджеров.
Банк России также определил степень удовлетворенности населения безопасностью банковских услуг, которая составила 66,9%.
Кибермошенничество: портрет пострадавшего
По результатам ежегодного опроса Банк России составил портрет пострадавшего от кибермошенников. В 2023 году 4 из 10 респондентов сталкивались с разными видами финансового мошенничества, при этом 10% лишились денег. Количество людей, которым звонили или писали злоумышленники, увеличилось.
Кто чаще всего попадается на уловки мошенников
Люди в возрасте от 25 лет до 64 лет наиболее интересны для мошенников, так как экономически более активны и часто пользуются банковскими онлайн-сервисами.
% | Возраст |
10,1 | 14-19 |
8,3 | 20-24 |
37,8 | 25-44 |
28,4 | 45-64 |
15,4 | старше 65 |
Если в 2022 году перевес в сторону мужчин был незначительным (0,8 п.п.), — то в 2023 году доля женщин среди пострадавших от кибермошенников стала существенно (на 11 п.п.) выше доли мужчин.
Женщины – 55,5%.
Мужчины – 44,5%.
Городской житель – 75,4%.
Сельский житель – 24,6%.
Уровень образования:
Общее – 32,8%.
Среднее – 41,3%.
Высшее – 25,9%.
Уровень достатка:
Низкий – 27,8%.
Средний – 44,8%.
Высокий – 27,4%.
Каналы мошенничества*
Несмотря на незначительное сокращение случаев телефонного мошенничества (-6 п.п.), оно до сих пор преобладает. Среди способов обмана существенно возросло (+10,5 п.п.) мошенничество с помощью мессенджеров.
Телефонный звонок или СМС-сообщение – 54%.
Атака через мессенджеры – 22,5%.
Сообщение в социальных сетях – 9,8%.
Письма на электронную почту – 7,2%.
Поддельный сайт (фишинг) – 4,8%.
Поддельное приложение – 1,7%.
* Учитывались ответы не только пострадавших, но и контактировавших с мошенниками.
Какие действия совершают под влиянием мошенников
Переводят сбережения злоумышленникам – 15,3%.
Сообщают коды из СМС-сообщений – 15,3%.
Называют данные банковской карты – 14,8%.
Вводят данные карты на сайте – 11,9%.
Устанавливают вредоносное приложение – 11,8%.
Сообщают паспортные данные – 9,2%.
Лично передают деньги – 6,1%.
Набирают комбинацию цифр на телефоне – 5,4%.
Вводят персональные данные на сайте – 5,4%.
Оформляют кредит и переводят полученные средства – 4,8%.
Следует отметить, что 87,6% респондентов при взаимодействии со злоумышленниками не поддавались на их уловки и не совершали никаких действий.
Вспоминают о правилах безопасности*:
86,2% - да.
9,8% - нет.
4% - ничего не знают о таких правилах.
* Учитывались ответы не только пострадавших, но и контактировавших с мошенниками.
Сколько денег теряют:
До 20 тыс. рублей – 64,1%.
От 20 тыс. до 100 тыс. рублей – 17,9%.
От 100 тыс. до 500 тыс. рублей – 9,9%.
От 500 тыс. до 1 млн рублей – 3,8%.
Более 1 млн рублей – 4,3%.
В какие инстанции обращаются:
В свой банк – 34,1%.
В полицию – 27,7%.
Никуда не обращаются – 27,3%.
В Банк России – 7,2%.
К финансовому уполномоченному – 2%.
В Роспотребнадзор – 1,7%.
Примечательно, что у большинства граждан (78%), которые никуда не обращались, сумма ущерба составила менее 20 тыс. рублей.
Ответственное структурное подразделение: Департамент информационной безопасности.
Изображение из открытых источников.