14 декабря 1941 г. вышел в свет необычный номер газеты «Красный воин» – посвященный трехлетней годовщине со дня смерти Героя Советского Союза В.П. Чкалова. На страницах газеты в разделе «Так сказал Чкалов» были опубликованы яркие высказывания летчика-героя, которые можно назвать его жизненным кредо: «Я – слуга народа. Я – народный избранник. Общение с народом, выполнение его требований – вот в чем смысл моей жизни»; «Я признаю только такого бойца, который, несмотря на верную смерть, для спасения других людей жертвует своей жизнью»; «Победителем будет только тот, кто с уверенностью идет в бой».
Здесь же был помещен небольшой очерк В.П. Чкалова «О счастье», в котором есть такие строки: «Был обычным ребенком, может немного смелее других … Летаю пятнадцать лет. И говорят, что летаю неплохо… Совершая свой последний полет, мы думали об одном: нам доверена честь страны, мы не имеем права ни завернуть обратно, ни повернуть в сторону. Если потребуется, я буду первым летчиком, который врежется во вражеские эскадрильи, будет громить их, не щадя ни сил, ни жизни».
Воздушный первопроходец, рекордсмен, летчик-новатор, кумир миллионов, любимец Сталина и мировая знаменитость, Валерий Чкалов прожил короткую, но очень насыщенную и яркую жизнь. За 34 года он успел пройти путь от кочегара до пилота, стать Героем Советского Союза, совершить уникальный трансатлантический перелет и получить признание не только в своей стране, но и за рубежом.
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (по старому стилю – 20 января) 1904 г. в слободе Василёво (ныне – г. Чкаловск) Нижегородской области, в семье мастера-котельщика волжского речного пароходства. Валерий был десятым ребенком. Его мать умерла, когда ему было всего 6 лет. Мать Валерию заменила мачеха – Наталья Георгиевна, которую он обожал и звал мамой. О профессии летчика Валерий Чкалов грезил с 14 лет. Чтобы быть ближе к авиации, он отправился в Нижний Новгород и устроился слесарем по ремонту и сборке самолетов и моторов в 4-й авиационный парк Красной армии. Окончив Егорьевскую военно-теоретическую школу летчиков, совершенствовался в Московской военной авиационной школе высшего пилотажа и, почти одновременно, окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
Выдающийся летчик, Герой Советского Союза М.М. Громов (1899–1985), работавший в то время инструктором Серпуховской школы, в своем рассказе «Сангородок» писал: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал наших колебаний. Сказано – сделано. Он шел, как говорится, напролом. Самые смелые решения, он проводил в исполнение раньше, чем могло-бы появиться чувство страха. Чкалов просто не умел бояться».
Валерий Чкалов стал летчиком-истребителем Военно-воздушных сил Красной армии, в 1-й отдельной эскадрильи истребителей под Ленинградом. Здесь в полной мере проявился дерзкий и строптивый характер молодого пилота. Управлять самолетом он предпочитал по-своему, вопреки инструкциям и приказам начальства. У сослуживцев такая храбрость вызывала восхищение, а командиров приводила в бешенство. Бесшабашный лихач регулярно получал дисциплинарные взыскания и отстранялся от полетов.
В честь 10-й годовщины Октябрьской революции 8 ноября 1927 г. на Центральном аэродроме в Москве состоялся воздушный праздник с демонстрацией личных достижений летчиков. Чкалову было разрешено выполнить фигуры высшего пилотажа на малой высоте.
В декабре 1927 г. Валерий Павлович был переведен на службу в Брянск, в 15-ю авиационную бригаду имени ЦИК СССР. Там Чкалов совершил аварию, и командование, обвинив его в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины, отдало под суд. В результате судебного разбирательства Чкалов был осужден на 1 год лишения свободы и уволен из армии. По ходатайству замначальника ВВС РККА Я.И. Алксниса и наркома по военным и морским делам СССР К.Е. Ворошилова наказание было заменено на условное, летчику позволили работать инструктором Ленинградского авиационного клуба Осоавиахима.
В 1920-е годы развитие авиации рассматривалось в СССР как одна из первостепенных задач государства, в невероятно короткие сроки страна получила много новых самолетов-истребителей, которые предстояло испытать. В те годы это происходило в «святая святых», самом авторитетном для конструкторов и испытателей месте – в Московском научно-испытательном институте ВВС РККА. Именно сюда был направлен после восстановления в РККА в ноябре 1930 г. В.П. Чкалов, в качестве летчика-испытателя. Здесь он впервые понял, что значит не просто чувствовать и сливаться с машиной, но и «выучить самолет наизусть». Институтское командование требовало, чтобы летчики-испытатели умели грамотно летать на всех выпускаемых видах истребителей. Чкалову довелось «научить летать» около 70 типов самолетов: истребителей, разведчиков, бомбардировщиков.
С января 1933 г. Валерий Чкалов был переведен в запас и направлен на Московский авиационный завод № 39 им. Менжинского, где испытывал новейшие самолёты-истребители – «И-15» и «И-16», а также тяжелые бомбардировщики «ТБ-1», «ТБ-3». В мае 1935 г. авиаконструктор Н.Н. Поликарпов и лётчик-испытатель В.П. Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой – орденом Ленина.
В 1935 г. товарищи Чкалова летчики Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков предложили ему рискованное и дерзкое дело – осуществить перелет из СССР в США. 30-е годы XX в. были временем рекордов и открытий, но техника оставляла желать лучшего, поэтому И.В. Сталин решает заменить конечную точку маршрута Петропавловском-Камчатским. Экипаж провел в воздухе 56 часов, преодолев свыше 9000 км в сложнейших погодных условиях. За этот перелет все трое пилотов были удостоены звания Героя Советского Союза и награждены орденом Ленина.
В ноябре 1936 г. В.П. Чкалов со своим экипажем принимал участие в работе 15-й Международной авиационной выставки в Париже. Г.Ф. Байдуков вспоминал: «Осматривая французский раздел выставки, Чкалов попросил штурмана: “Спроси, где можно посмотреть самолет, построенный для кругосветного полета”. Дежурный сразу же нас повел к самолету “Кадрон-Рено-640” под названием “Тифон”… В это время к нам подошла группа французов и, остановившись вблизи, шумно заговорила. Беляков внимательно их выслушал и сказал: “ Валерий, вот этот француз – летчик Дельмот. Он испытывал самолет, который мы осматривали”. Чкалов церемонно поклонился, пожал руку собрату по профессии, а Дельмот заметил, что летчик Росси предполагает в 1937 г. лететь на этой машине вокруг света. Валерию импонировали и этот интересный самолет, и его испытатель-летчик Дельмот, и незнакомый ему летчик Росси.
Передай, Саша, желаем им успеха – махнуть вокруг шарика!
Беляков перевел слова командира “АНТ-25”, и французы долго аплодировали Чкалову, благодаря за доброе пожелание».
А уже через год к Валерию Чкалову пришла слава мирового масштаба. В составе того же экипажа 18-20 июня 1937 г. был совершен беспосадочный перелет «Москва – Северный полюс – Ванкувер (штат Вашингтон, США)», который длился 63 часа 16 минут. Протяженность перелета составила 8504 км. В США воздушных асов встретили, как самых прославленных звезд. О них писали в американской прессе, в их честь проводили банкеты, а президент Ф. Рузвельт лично поздравил советских смельчаков в Белом Доме.
На Родине же Чкалова ждало новое поощрение и прямое покровительство «вождя народов». Валерий Павлович получил звание комбрига, мандат депутата Верховного Совета СССР и орден Красной Звезды. Сталин следил за тем, чтобы знаменитый летчик присутствовал на всех торжественных государственных мероприятиях, приглашал на кремлевские обеды, устраивал семейные встречи на своей даче.
Несколько месяцев Чкалов отдыхал от полетов, выполняя депутатские обязанности, а тем временем к испытаниям готовился новый самолет «И-180». Самолет еще требовал доработки, и конструктор Н.Н. Поликарпов в отчаянии писал докладные с требованиями отложить летные испытания. Тем не менее, нарком оборонной промышленности СССР М.М. Каганович настоял на том, чтобы провести испытания до окончания года.
В начале декабря 1938 г. Валерия Чкалова срочно отозвали из отпуска и привлекли к испытаниям новейшего истребителя. 15 декабря 1938 г. И-180 поднялся в воздух. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и попытался спасти машину, посадив в поле недалеко от аэродрома. К сожалению, планируя, он зацепил линию электропередачи и при жесткой посадке ударился головой. Через два часа он умер, не приходя в сознание, в Боткинской больнице…
16 декабря 1938 г. все газеты и радиостанции страны передали правительственное сообщение, в котором говорилось «о гибели великого летчика нашего времени, Героя Советского Союза т. Валерия Павловича Чкалова при испытании нового самолета». Прощание состоялось в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Хотя на улице стояли жестокие морозы, огромное количество людей стояло в очереди, чтобы проститься с прославленным летчиком.
Днем 18 декабря на Красной площади в Москве состоялись похороны. И снова десятки тысяч людей пришли отдать последнюю память народному герою. После траурного митинга урну с прахом В.П. Чкалова под артиллерийские залпы замуровали в Кремлевской стене. После похорон на Красной площади состоялся военный парад с участием Военно-воздушных сил.
Имя летчика-героя Валерия Чкалова знакомо всем нашим соотечественникам. В память о нем названы города и улицы, возведены монументы. Одна из гвардейских эскадрилий в годы Великой Отечественной войны носила его имя. О жизни летчика и его подвигах снимаются фильмы и сериалы.
Текст: И.М. Нагаев, Российский государственный военный архив (РГВА).
Заглавное фото из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: