В исследовании, опубликованном в январе 2024 года в журнале Nature, представлены результаты анализа более 1600 геномов древнего человека. Благодаря проделанной работе удалось показать, что генетическое разнообразие популяций Западной Евразии в раннем голоцене было значительно сильнее, чем предполагалось ранее. В исследование, среди прочих, были включены палеогенетические материалы с археологических памятников Западной Сибири.
В период голоцена в Западной Евразии произошло несколько крупномасштабных миграций человека, связанных с переходом от охоты и собирательства к земледелию, а затем к скотоводству. Такие революционные трансформации происходили в Евразии примерно с 12-го до 4-го тысячелетия до нашей эры и привели к активному перемещению популяций. Для исследования межконтинентальных последствий этих миграций были секвенированы 317 геномов — в основном периода мезолита и неолита — со всей территории Северной и Западной Евразии. Геномы были сопоставлены с уже опубликованными данными более чем 1600 древних людей. Проведенный анализ выявил так называемый «генетический барьер», простирающийся от Чёрного до Балтийского моря. С появлением земледелия на западе от этого барьера произошли крупномасштабные популяционные изменения, которые привели во многих областях к почти полной замене охотников-собирателей земледельцами. К востоку же от «барьера» за тот же период не произошло никаких существенных изменений.
Вторая крупная генетическая трансформация произошла около 5 тысяч лет назад и заняла гораздо меньше времени: степные популяции ямной археологической культуры стремительно распространились на большей части территории Европы. Местные неолитические земледельцы смешались с пришлыми скотоводами в Восточной, Западной и Южной Европе, в то время как в Скандинавии произошла ещё одна почти полная замена населения.
Подобные масштабные закономерности смены населения прослеживаются и в Западной Сибири. В отличие от значительного числа изученных к настоящему времени древних геномов Западной Евразии, геномные данные к востоку от Урала остаются скудными. Эти регионы, характеризующиеся ранним появлением плоскодонной керамики, были населены сложными обществами охотников-собирателей-рыболовов со стационарными, а иногда и укреплёнными поселениями. В публикации представлены новые геномные данные 38 индивидов мезолитического и неолитического времени, в том числе с памятников Барабинской лесостепи, исследованных под руководством академика РАН, заведующего отделом археологии палеометалла Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук В.И. Молодина.
Проведенный анализ выявил три основных генетических субстрата:
1) ранние западносибирские группы, доминировавшие в лесостепной зоне;
2) североазиатские группы, широко представленные на памятниках Байкальского региона;
3) палеосибирский компонент, влияние которого постепенно уменьшалось от северных берегов Байкала к западу через лесостепную часть. Также были проанализированы миграции афанасьевского и андроновского населения и их влияние на генетическое разнообразие древнего населения.
В целом исследование показало, что все изученные миграции раннего голоцена оказали глубокое и продолжительное воздействие на генетическое разнообразие евразийских популяций и их сложное взаимодействие.
Изображение из открытых источников.