2 января исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося русского живописца Василия Григорьевича Перова. 12 января в Русском центре Бельцкого государственного университета им. А. Руссо студенты познакомились с жизнью и картинами художника, обсудили историю создания отдельных картин, их смыслы и значения. Об этом сообщает портал «Русский мир».
Василия Перова считают одним из самых выдающихся художников-реалистов второй половины XIX века, критики называли его «Достоевским и Тургеневым русской живописи». Он ещё при жизни получил народное признание и звание «подлинного певца скорби». Живописец изображал на своих жанровых полотнах простых людей, часто униженных и оскорблённых, находящихся на грани нищеты и голода. Художественное наследие Перова включает в себя множество портретов, пейзажей и сцен из повседневной жизни, а также полотна с социальной и политической тематикой. Он славился способностями к передаче в своих картинах характеров и эмоций людей.
Сатирический взгляд художника прослеживается в его ранних произведениях «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861) и «Чаепитие в Мытищах» (1862), на которых образ служителей церкви представлен крайне отрицательно и негативно.
Среди ярких примеров творчества Перова – картина «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866). Жизнь детей, крестьянских и городских, уделом которых были голод, холод, нищета и непосильный труд, интересовала Перова на протяжении всего творчества. Эта картина – одна из самых известных работ, посвящённых детской теме. Главное внимание художника обращено на изображение детей, их образы написаны любовно и бережно. Студенты познакомились с историей создания картины по материалам книги Юлии Варенцовой «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века». Мальчик Вася, единственный сын крестьянки Марьи, с которого Перов писал центрального персонажа «Тройки», через три года умрёт от оспы, а его мать придёт к художнику с узелком мелочи и просьбой продать картину ей. Перов отведёт крестьянку к владельцу полотна Третьякову, в доме которого её оставят наедине с полотном, и Марья будет два часа на коленях молиться на эту «Тройку», как на «Троицу». Художник потом специально для Марьи напишет портрет её мальчика Васи и пришлёт в деревню.
В творчестве Перова есть период, когда мастер избегает острых социальных сцен. Он обращается к жизни простой, обычной, знакомой. В ряду этих работ самой известной является картина «Охотники на привале» (1871). В центре композиции три охотника, очень разные, но каждый из них по-своему интересен и содержателен. В 1870-е годы художник также создал галерею портретов современников, деятелей передовой русской культуры, отличающихся глубокой психологической выразительностью образов, – таковы портреты А. Н. Островского (1871) и Ф. М. Достоевского (1872).
Фото: портал «Русский мир».
Участники событий и другие указанные лица: