Авиационная катастрофа испытательного самолета-прототипа Ту-134 произошла в районе аэродрома Чкаловский, Московская область 14 января 1966 года. В катастрофе погибли все 8 членов экипажа. Это первое происшествие в истории самолета Ту-134.
Борт 45076 14 января 1966 года выполнял свой 89-й полет, а пилотировал его экипаж из 8 человек, в том числе командир корабля В. М. Евсеев, помощник командира корабля Ю. И. Рогачев и штурман-испытатель В. Л. Малыгин. В данном полете планировалось снять характеристики устойчивости и управляемости самолета, при этом последовательно выполнялись площадки на высотах 5000, 8000 и 10 000 метрах.
Затем на высоте 10 километров машина внезапно перешла в снижение, а затем врезалась в землю у пруда в селе Рождествено Собинского района Владимирской области. Весь экипаж погиб. Есть мнение, что в последний момент экипаж сумел отвести падающий самолет в сторону от находящейся рядом школы. Машина все же зацепила один из домов, где придавило стоявшую на дворе корову.
При вскрытии бортового самописца было выявлено, что участок с последними данными полета оказался засвечен, а регистратор полетных данных К-3-63 оказался не заряжен. Таким образом, параметры полета установить оказалось невозможно.
По мнению комиссии из конструкторского бюро Туполева, причиной катастрофы стала ошибка экипажа, который с целью быстрого выполнения полета начал совершать разворот на скорости 0,86 числа Маха. При этом экипаж привык пилотировать тяжелые самолеты типа Ту-104, Ту-124 и Ан-12, которые не были оборудованы бустерными усилителями, а потому на высоких скоростях набегающий поток воздуха не позволял сильно отклонять руль направления.
Однако Ту-134 имел усилители системы управления, поэтому когда командир Евсеев нажал на педаль руля направления, то тот сразу отклонился на все 25°. Из-за высокой скорости полета авиалайнер вошел в крен, а незнакомый с таким поведением летчик попытался выйти из него, но только усложнил ситуацию, введя машину в пикирование.
По версии Военно-воздушной академии имени Жуковского самолет упал не целым, а начал разрушаться еще в воздухе. При этом в 250 метрах от места падения были найдены отдельные части, а крепления узлов навески руля направления оказались срезанными.
По данным исследований предыдущих полетов было установлено, что ранее уже наблюдались колебания руля направления, причем если на высоте 5 километров они были еще незначительными, то на высоте 8 километров становились сильнее, так как снижалась плотность воздуха, что ухудшало демпфирование руля.
Полеты на высоте 10 километров до рокового полета не проводились. Вероятно, на высоте 10 километров колебания руля направления уже были настолько сильными, что экипаж потерял контроль над управлением.
Участники событий и другие указанные лица: