13.01.2024 12:47
Новости.
Просмотров всего: 6162; сегодня: 2.

13 января 1940 года завершился дрейф ледокола «Георгий Седов»

13 января 1940 года завершился дрейф ледокола «Георгий Седов»

Легендарный дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» продолжался 812 дней. Когда программа исследований была уже практически закончена пароход оказался в ловушке среди тяжелых льдов. В Гренландском море к дрейфующему пароходу на расстояние 25 миль подошел ледокол «Иосиф Сталин», и 13 января 1940 года вывел его из опасных льдов. Пройденный путь составил 3307 миль.

В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. Корабль был в Карском море 22 июля. Выполнив здесь план работ, экспедиция прошла в море Лаптевых, чтобы провести интенсивные гидрографические работы в районе Ново-Сибирских островов.

Программа исследований была почти закончена, когда пароход послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжелых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом, закрыт был путь и на запад, через пролив Вилькицкого.

Легендарный дрейф фактически начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского. На 200 миль южнее того места, где 44 года назад остановился Фритьоф Нансен на своем «Фраме».

Только 30 октября пришел приказ начальника Главсевморпути - переходить на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было. Начальником дрейфующего каравана был назначен профессор Рудольф Самойлович. После первой зимовки, с 18 апреля 1938 года, исполнял обязанности начальника каравана капитан «Садко» - Хромцов, «Георгия Седова» - Швецов. Из эксплуатации машина была выведена 10 ноября, погасили топки, перешли на отопление с помощью буржуйки, освещение - керосинка и свечи.

За первый месяц дрейфа суда оставили за собой 320 километровую к полюсу. Из Тикси 3 апреля вылетели самолеты звена Героя Советского Союза Алексеева - «Н-170», «Н-171», «Н-172», не пробыв и двух часов после посадки на льдах отправились обратно эвакуировав 22 человека. От Тикси их отделяло 1100 км, для второго рейса была создана промежуточная база.

На «Н-170» и «Н-172» 18 апреля Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира. В последнем рейсе 26 апреля эвакуировали еще 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек - 33 во всем караване. После осмотра водолазом Николаевым, удалось установить, что руль «Георгия Седова» поврежден одним из сжатий - судно самостоятельно управляться не могло.

К каравану подошел ледокол «Ермак» 28 августа 1938 года, тем самым установив мировой рекорд свободного высокоширотного плавания. Экспедицией командовал заместитель начальника Главсевморпути Марк Шевелев. После нескольких неудачных попыток буксировать «Георгия Седова», «Ермак» с «Малыгиным» ушли в ледовую разведку, но вскоре «Ермак» потерял винт. Ввиду угрозы того, что суда застрянут во льдах, было принято решение оставить «Седов» на вторую зимовку. Корабли ушли 30 августа.

В Главсевморпути 13 сентября приняли решение послать к «Седову» новый ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября - и «Литке». Подойдя 23 сентября к «Седову» на 60 миль из-за тяжелой ледовой обстановки ледоколы остановились.

С 26 на 27 сентября в результате подвижек льда судно получило крен 18 градусов на правый борт, в результате чего под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Невозвратный клапан не сработал. Поступающая в холодильник вода своим напором выдавила прокладку крышки холодильника и стала поступать внутрь судна. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30 градусов.

К концу лета 1939 года запасов угля оставалось 44 тонны, этого хватило бы на 2,5 суток полного хода. Уже в Гренландском море 3 января 1940 года к дрейфующему пароходу на расстояние 25 миль подошел ледокол «Иосиф Сталин», на оставшиеся мили он потратил 10 дней и 13 января 1940 года вывел его на чистую воду. Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь составил 3307 миль. Суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене 21 января. 

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: rus.team/events/zavershilsya-drejf-v-ldakh-arktiki-ledokola-georgij-sedov
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...