25 декабря 1949 г. в Хабаровске открылся судебный процесс над японскими военными преступниками.
В ходе процесса была доказана вина 12 бывших военнослужащих японской императорской армии, принимавших участие в производстве и испытании бактериологического оружия. На Токийском процессе 1946–1948 гг. советской стороне стали известны факты создания и применения Японией бактериологического оружия, подготовки специальных воинских команд для заражения бактериями населения городов и сел, скота и посевов, других объектов территории государств, подвергшихся японской агрессии. Когда показания японских военнопленных, бывшего генерал-майора, начальника производственного отдела отряда № 731 с 1941 г. по март 1943 г. Кавасима Киёси и бывшего майора медицинской службы, начальника отделения отряда № 731 Карасава Томио были предъявлены американскому обвинению, оно отказалось использовать их в суде под тем предлогом, что специальное расследование, произведенное ими в Китае, это не подтвердило. Такого рода игнорирование фактов подготовки Японии к бактериологической войне, не нашедших должного освещения на заседаниях Международного военного трибунала для Дальнего Востока в Токио, вынудило Советский Союз приступить к сбору доказательств и организации специального судебного процесса по обвинению бывших военнослужащих Квантунской армии – сотрудников отряда № 731 и других японских санитарно-эпидемиологических отрядов – в разработке и применении бактериологического оружия, в том числе против СССР. Этот судебный процесс состоялся в Хабаровске 25–30 декабря 1949 г.
Открытый Росархивом в 2022 г. интернет-проект «Хабаровский процесс над японскими военными преступниками 1949 г.» освещает подготовку, ход и итоги процесса, а также попытки СССР на протяжении последующих нескольких лет привлечь к судебной ответственности лиц, изобличенных материалами Хабаровского процесса в производстве и применении бактериологического оружия, выдать Советскому Союзу японского императора Хирохито и ряд генералов японской армии.
В настоящее время проект дополнен новыми документами Центрального архива ФСБ России, Центрального архива МВД России, Российского государственного военного архива (РГВА).
В проекте размещены протоколы допросов бывшего генерал-лейтенанта медицинской службы, начальника санитарного управления Квантунской армии, руководителя отряда № 731 Кадзицука Рюдзи (от 22, 27 октября 1949 г.), бывшего генерал-майора медицинской службы, начальника филиала отряда № 731 в Нанкине Сато (Сатоо) Сюндзи (от 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 31 октября, 14, 30 ноября, 1, 3, 6, 9 декабря 1949 г.), бывшего начальника ветеринарной службы Квантунской армии, руководителя отряда № 100 Такахаси Такаацу (от 28 октября 1949 г.), бывшего майора медицинской службы, начальника филиала № 643 отряда № 731 в г. Хайлине Оноуэ Масао (от 24 октября 1949 г.), бывшего старшего ефрейтора, санитара, работника секции 1-го отдела отряда № 731 Каваминами Таидзи (Тандзи) (от 24, 25, 28 октября, 1 ноября 1949 г.), бывшего санитара, сотрудника отряда № 731, бывшего санитара-практиканта лаборатории филиала № 643 отряда № 731 Кикути (Кикучи) Норимицу (от 2 декабря 1949 г.), свидетеля Фуруити (Фуруичи) Исио (Есио) (от 4, 5, 7 декабря 1949 г.).
На допросах в октябре–ноябре 1949 г. руководитель отряда № 731 Кадзицука Рюдзи рассказал о том, как ему стало известно, что отряд ведет подготовку к бактериологической войне, какие задачи ставились перед санитарным управлением Квантунской армии по плану «Кон-Току-Эн» и о секретной работе санитарного отряда № 731 по исследованию и применению бактериологического оружия – документы предоставлены ЦА ФСБ России, публикуются заверенные копии перевода на русский язык, а также оригиналы протоколов на японском языке.
Из Центрального архива МВД России в проекте опубликованы в том числе протоколы допросов Каваминами Таидзи, санитара, работавшего в 1-м исследовательском отделе отряда № 731, он выполнял обязанности ассистента-лаборанта и участвовал в опытах и экспериментах на людях, а также протоколы допросов свидетеля Фируити Исио, рассказавшего о боевом применении бактериологического оружия против китайских войск в Центральном Китае.
Российским государственным военным архивом (РГВА) представлено 17 протоколов допросов на одного из 12 японских преступников Сато (Сатоо) Сюндзи. Его имя упомянул в своих показаниях еще в декабре 1946 г. Кавасима Киёси: в начале 1943 г. Сато Сюндзи – специалист-патолог, полковник, впоследствии начальник санитарной службы 5-й Квантунской армии, заступил на должность начальника противоэпидемического отряда «Эй», базировавшегося в Нанкине.
В проекте размещен один из первых протоколов его допроса от 21 июня 1948 г.: он происходил из семьи самураев – потомственных военных, выпускник военно-медицинской академии в Токио, в 1926–1928 гг. проходил специализацию в Осакском медицинском институте, занимался вопросами экспериментального амилоидного перерождения, в 1930 г. защитил диссертацию, продолжил работу военврачом в Осакском военном госпитале, а в феврале 1933 г. был командирован в Манчжурию, вскоре в июле 1933 г. переведен преподавателем патологии в военно-медицинскую академию в Токио. В ноябре 1941 г. в чине полковника медицинской службы назначен начальником отряда противоэпидемического снабжения водой в Южном Китае в г. Кантоне (отряд «Нами» № 8604). В конце февраля 1944 г. Сато получил приказ о переводе на должность начальника санитарной службы 5-й Квантунской армии в Манчжурии, в мае 1944 г. штаб передислоцировался в район города Муданьцзян, ставший филиалом 731-го отряда по производству и испытанию бактериологического оружия.
Сато на протяжении октября 1949 г. давал показания об организации и структуре отряда «Эй» № 1644 (в переводе на русский язык означает «Рассвет»), о производстве отрядом вакцин для местного китайского населения, проводимой работе по обеззараживанию воды. Однако всякая деятельность отряда по изысканию бактериологических средств ведения войны отрицалась, и экспериментами, якобы, отряд не занимался. Правда, он подтвердил вспышки эпидемий среди местного населения именно в тех районах, где располагались филиалы отряда «Эй», и дал показания о технической оснащенности лабораторий и кабинетов, питомниках и количестве содержащихся в них животных (грызунах, кроликах, морских свинках и др.), что даже у несведущего человека не могло остаться сомнений в масштабах и мощности налаженного производства опасных бактерий.
Сато признал, что возглавляемые им отряды способны были выращивать все виды бактерий: брюшного тифа, паратифа, дизентерии, холеры, малярии, чумы, сибирской язвы, газовой гангрены, столбняка. В «Нами» в день вырабатывалось до 1 кг бактерий, в «Эй» способны были выращивать до 10 кг в сутки. На основании материалов допросов, показаний свидетелей и очных ставок Сато предъявлялось обвинение в том, что руководимые им отряды «Нами» и «Эй» занимались изысканиями и массовым производством смертоносных бактерий, предназначенных для боевого использования против китайских войск и мирного населения.
В 1940, 1941 и 1942 гг. отряд «Эй» совместно с отрядом № 731 Квантунской армии принимал непосредственное участие в применении бактериологического оружия во время военных действий японских войск в районе городов Нимбо, Чандэ и Цзюй-Чжоу. С марта 1943 г. Сато возглавил производство и испытания бактериологического оружия в отряде «Эй». Под его руководством учебный отдел отряда готовил кадры бактериологов для будущей войны. В мае 1945 г. по указанию Сато филиалу отряда № 731 (отряд № 643) была поставлены большая партия грызунов в целях увеличения производства бактериологического оружия.
Собранные следствием материалы в отношении 12 обвиняемых, показания свидетелей позволили Военному трибуналу Приморского военного округа установить, что «японские империалисты готовились к тому, чтобы, развязав агрессивную войну против СССР и других государств, широко применить в ней бактериологическое оружие и этим ввергнуть цивилизацию в пучину новых бедствий. Осуществляя подготовку к бактериологической войне, они не останавливались ни перед какими злодеяниями, умерщвляя во время своих преступных опытов по применению бактериологического оружия тысячи китайских и советских граждан и распространяя эпидемии тяжелых заболеваний среди мирного населения Китая». (Из приговора Военного трибунала Приморского военного округа. 30 декабря 1949 г.).
Заглавное изображение из открытых источников.
Исторические события: