21 декабря в Доме Российского исторического общества началось Совещание деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов вузов России, которое продлится 22 декабря.
Мероприятие организовано Российским историческим обществом, Институтом всеобщей истории РАН, Государственным академическим университетом гуманитарных наук, Федеральным учебно-методическим объединением по УГН 46.00.00 «История и археология».
В мероприятии принял участие сопредседатель РИО, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский.
«Расцениваем это собрание, как следующий шаг за тем обсуждением, которое состоялось в Тобольске. Национальный форум преподавателей истории – это основная площадка для диалога преподавателей истории друг с другом, с Министерством, с учёными. Мы её в таком качестве будем развивать и дальше. У нас с вами несколько важных задач, давайте их ещё раз обозначим. Первое – это подготовка профессиональных историков, собственно профессиональное историческое образование. Вторая — это массовое историческое образование в университетах, преподавание истории на неисторических специальностях. Мы должны уделять внимание этим двум вопросам. <…> Наша совместная работа по популяризации исторического образования, по популяризации профессии, она даёт заметный результат. Она приводит к тому, что на исторические факультеты, исторические направления подготовки идут поступать люди, у которых не только с математикой плохо, но и с историей хорошо, кто хочет ей заниматься. У нас средний балл по итогам последней кампании около 75. Это очень хороший и серьёзный результат».
О ключевых изменениях в системе высшего образования рассказала ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Ольга Воробьёва:
«Недавно начался процесс формирования новой модели образования, и у нас было много споров о том, какой будет эта модель. И вслед за этим произошли изменения в нормативной базе, и в системах оценки качества образования. Все мы видим, что на наших глазах меняется модель мира и место России в этой модели, и очень важно для нас понять, какой будет эта модель. Сегодня это очень важный вопрос профессиональному историческому сообществу, потому что наша наука способна осмыслить уроки прошлого и оценить продуктивность этих моделей. Сегодня существует сильный запрос к историческому сообществу, представители которого присутствуют сегодня здесь».
Продолжая тему реформ в сфере образования, председатель Правления РИО Руслан Гагкуев отметил увеличение часов преподавания истории на неисторических специальностях.
«Ещё недавно на изучение предмета "История" на неисторические специальности в учебных заведениях отводилось 72 часа, два года назад Министерство науки и высшего образования приняло решение об увеличении этого времени в два раза, то есть до 144 часов. Мы довольно долго обсуждали необходимость этой меры, и, конечно, это решение стало полезным для всего нашего образования».
Сопредседатель РИО, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян высказался о преобразовании в области школьного преподавания предмета «История»:
«Сейчас идёт реформа курса обществознания, он значительно сокращается. Если раньше он был с 6-го по 11 класс, то теперь он будет с 9-го по 11 класс, и там идёт сокращение общетеоретической части. Другой вопрос, насколько это оправдано и целесообразно, но это факт. И это отражается на знаниях школьников, заканчивающих школу».
Совещание продлится 22 декабря, и в нём примут участие ведущие специалисты со всей страны: около 100 представителей российских вузов из более чем 40 городов России. Основными темами обсуждения станут актуальные вопросы преподавания истории в российских вузах, в том числе проблема учебно-методической литературы для исторических направлений подготовки, содержательные и методические аспекты курсов по «Истории России» и «Основам российской государственности» для непрофильных направлений подготовки, подходы к разработке моделей и способов оценки качества высшего исторического образования в России.
Текст: Анастасия Димитриева
Фото: Александр Шалгин