Искусствоведы относят Екатерининский собор к шедеврам архитектуры, скульптуры и живописи Херсонской области. Некрополь собора – важнейший в регионе, здесь нашли упокоение князь Г. А. Потемкин, видные военачальники и государственные деятели. Собор в Херсонской крепости был одной из нескольких точек, из которой выстраивались на протяжении десятилетий город и в целом Новороссия.
Чем же столь значителен небольшой по размерам крестово-купольный Екатерининский собор?
У ценителя православной архитектуры возникает вопрос: почему единственный купол собора столь низкий, приземистый, едва-едва возвышается над линией фризов и карнизов? Думается, объяснить приземистое положение купола не трудно: в годы разработки проекта и начала строительства отношения России с Османской империей находились на грани расторжения мира, а в зависимом от России Крымском ханстве периодически вспыхивали бунты.
В 1776 году Потемкин, в то время генерал-аншеф и вице-президент Военной коллегии, приступил к укреплению крепостей Кинбурн, Еникале и Керчь, а в 1778 году отдал приказ А.В. Суворову о выводе из Крыма 30-тысячной колонии христиан полуострова. В том же году Потемкин получил именной указ императрицы об основании крепости, верфи, порта и города Херсона. В 1782-м светлейший князь находился в Херсоне и размещал полки на южных границах империи. Только в 83-м году XVIII века Крым был присоединен к России. Потому проектирование низкого купола было связано, вероятно, с соображениями обороны крепости и города.
Для сооружения соборной церкви в 1781 – 1786 годах были привлечены архитектор И. Е. Старов, скульптор Г. Т. Замараев, живописец Михаил Шибанов, мастер орнаментальной скульптуры Павел Брюлло, живописцы В. Боровиковский и Н. Шляхин. Строительство храма находилось под контролем генерал-губернатора Новороссии Григория Александровича Потемкина, а его строителями были в первые годы генерал И. А. Ганнибал, а впоследствии инженер-полковник Н. И. Корсаков, непосредственно строительство вел архитектор И. М. Ситников. Храм соорудили на территории Херсонской крепости.
От времени учреждения крепости, верфи и города Херсона, в крепости действовал деревянный походный запорожский храм во имя Архангела Михаила. Этот храм находился в 70-х годах XVIII века в запорожском зимовнике Омеловое (впоследствии слобода и село Омеловое, местечко Меловое, ныне село Мыловое Бериславского района) и в 1778 году был перевезен в Херсон. После сооружения Екатерининского собора походный Михайловский храм был вновь перевезен – в строящуюся купеческую Успенскую церковь, впоследствии кафедральный собор.
Строительство церкви началось в 1781 году, И. А. Ганнибал обратился к архиепископу Славенскому и Херсонскому Никифору (Феотоки), кафедра которого находилась в Полтаве, с отношением: «Я в скором времени намерен в крепости начать каменную соборную церковь во имя великомученицы Екатерины, [небесной покровительницы] знаменитой сооружительницы г. Херсона. Предварив о сем Ваше Преосвященство, покорнейше прошу Вашего архипастырского благословения». В том же 1781 году 7 августа была выдана «хромозданная грамота».
Екатерининский собор построен из бледно-желтого ингулецкого известняка в стиле русского классицизма с четырехколонным портиком тосканского ордера на западном фасаде, над колоннадой начертано позолотой: «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает». Известный краевед Херсона Е. В. Горностаев приводит это посвящение в иной редакции: «Екатерине II посвящает», – что может говорить о трудах императрицы и ее сановников ради вытеснения из Северного Причерноморья турок и превращения пустыни в край земледельческий, промышленный и портовый.
В нишах фасадов собора помещены скульптурные изображения святых, которые изготовил известный русский скульптор Г. Т. Замараев. В нишах главного западного фасада расположены скульптуры апостола Петра с ключами и апостола Павла с мечом. Символическое изображение апостолов отражает значение, которое придавалось строящемуся Херсону, – южному Санкт-Петербургу.
Во время своего шествия в Херсон и Крым в 1787 году, императрица Екатерина II молилась на молебне при торжественном въезде в город, а в другой день присутствовала на Божественной Литургии. У входа в храм царица оставила автограф.
После внезапной смерти Потемкина, по повелению императрицы Екатерины II 23 ноября 1791 года прах основателя Херсона был погребен в подпольном склепе внутри собора. В 1877 году над могилой первого генерал-губернатора Новороссии положена мраморная плита с надписью: «Фельдмаршал светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический». Там же – даты рождения и смерти. В верхней части плиты изображен герб Потемкина, по краям в виньетках сделаны надписи: «Херсон – 1778», «Екатеринослав – 1787», «Николаев – 1788», «Очаков – 1788», «Аккерман – 1789», «Бендеры – 1789», «Крым и Кубань».
Кто посещал собор, кроме императрицы, кто здесь похоронен, кроме Потемкина, кто здесь служил?
Собор посещали А. В. Суворов, св. праведный флотоводец Феодор Ушаков, отец и сын Кутузовы, участник войны 1812 года Денис Давыдов. Суворов здесь пел в церковном хоре. Восприемником в 1794 году на Таинстве Крещения, совершенном протопопом Иоанном Богдановичем над младенцем Александром Долгинцевым, сыном городничего, был г-н генерал-аншеф граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский.
Кроме Потемкина, в ограде собора похоронены священнослужители храма, его строитель Н.И. Корсаков, военачальники бригадир И.П. Горич, генерал-майор С.А. Волконский, генерал И.М. Синельников, отец и сын Меллер-Закомельские, генерал С.П. Максимович, принц Александр Вюртемберг-Штутгардский (Карл Фридрих Генрих, брат императрицы, супруги императора Павла), принц Карл Генрих Нассау-Зиген, господарь молдавский князь Э. Россете, грек по национальности.
Согласно рапорту благочинных Херсонского уезда за 1800 год о нравственном состоянии священнослужителей Новороссийской епархии находим следующие сведения, в Херсонском уезде, первой части благочинного священника Самуила Курновского значится: в городе Херсоне соборная Екатерининская церковь, при которой служат протопоп Иоанн Богданович, священники Самуил Курновский и Павел Алентьев, все честного состояния, грамоту о рукоположении имеют. В той же ведомости значатся: диакон Симеон Топольский – слеп, к службе не способен, грамоту имеет, дьячки Василий Чернявский, добропорядочный, указ на бытие имеет, и Лука Голубев, состояние которого, за неявкой к должности, неизвестно, как и грамоты на чин свой не явил. В клире той же церкви значатся пономари Иеремия Заводовский и Тимофей Красуцкий, оба состояния добропорядочного (ГАХО, ф. 207, о. 1, д. 389, л. 9).
В 1812 году значатся губернского города Херсона соборной Екатерининской церкви священники: Александр Билявский, Иоаким Кохановский, диакон Петр Туркевич, один дьячок и три пономаря (З історії Херсонської губернії 1803-1920 рр.).
Во время Великой Отечественной и после войны в соборе служил протоиерей Николай Васильевич Герасимов. В 1943 году немецкий комиссар (штадкомиссар) запретил священнослужение отцу Николаю, его взяли в эвакуацию, но священник сбежал и прятался в селе до прихода Красной армии (ГАХО, ф. р. 3727, о. 1, д. 78, л. 23). Оказывал помощь партизанам при освобождении из гестапо евреев. После освобождения Херсона организовал сбор денег (ок. 70 тыс. рублей) и продуктов, которые передал в лазареты и госбанк, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Горностаев).
В 1954 году настоятелем собора был назначен архимандрит Варсонофий (Юрченко), который в том же году преставился Господу. Отец Варсонофий канонизирован как местночтимый святой Херсонской епархии УПЦ в лике преподобных.
Для подготовки статьи использованы источники и литература: Государственный архив Херсонской области, Горностаев Е. По страницам истории православных церквей Херсона. Херсон, 1998; Храповицкий А. Памятныя записки. М., 1862; Пивовар /Інгульський степ, 1 випуск; З історії Херсонської губернії 1803-1920 рр. Херсон, 2013, интернет-сайт собора, википедия.
Текст: Иеромонах Иустин.
Фото: Википедия.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: