По данным статистики продаж Национального туроператора Алеан в 2023 году в сегменте оздоровительного отдыха (санатории и SPA-отели) в 2023 году продолжается рост спроса, намного превышающий предложение. Эксперты туроператора рассказали о спросе на санатории в разных регионах России и запросах потребителей.
По данным туроператора, по спросу у россиян в сегменте оздоровительного отдыха в 2023 году лидировали 5 основных направлений, которые демонстрируют разную динамику:
- Кавминводы (рост количества проданных туров +14% к прошлому году).
- Краснодарский край, санатории (+12%).
- Белоруссия, санатории (+12%).
- Санатории Подмосковья и средней полосы (+23%).
- Белокуриха и Башкирия: падение к прошлому году около 7%.
«Общий прирост объемов в санаторном сегменте составил в 2023 году +11,5% по отношению к 2022 году. Туроператоры могли бы показать в 2023 году и больший рост, но больше продавать уже нечего. Текущий дефицит обусловлен и нехваткой новых качественных объектов на фоне волны спроса (открываются единичные санатории, хотя крупные инвесторы и начинают интересоваться рынком санкура) и, частично, политикой некоторых санаториев с упором только на прямые продажи», – рассказала коммерческий директор Национального туроператора Алеан Оксана Булах, презентуя анализ предварительных итогов года у компании во внутреннем туризме в 2023 году.
Сейчас спрос на санатории Кавминвод превышает предложение на 51%, на санатории Краснодарского края – на 49,2%, на санатории Белокурихи – на 40,6%. В Кавминводах спрос уже становится круглогодичным: любое время года можно считать высоким сезоном (загруженность объектов на уровне 80-90%), в первую очередь раскупают санатории среднего ценового сегмента.
Средняя глубина бронирования санаториев Кавминвод достигает сейчас 6-9 месяцев, на санатории других регионов – 3-6 месяцев. Это самая высокая глубина продаж во внутреннем туризме. На рынке востребованы все ценовые сегменты санаторного отдыха, но максимальный - на качественные санатории среднего ценового уровня.
По данным туроператора в 2023 году средний по рынку рост цен на путевки в санатории составил 15-20% к прошлому году, немного (в среднем на сутки) сократилась и средняя длительность пребывания в здравницах, до 10-11 ночей.
Кто едет в санаторий и чего ищут клиенты
Наблюдающийся высокий интерес к санаторным путевкам связан с общим трендом на здоровый образ жизни и спросом на оздоровительные программы после ковида. В 2022-2023 году роль также играет и переориентация туристов, ездивших на лечение за границу, на отечественные здравницы.
В последние годы аудитория российских санаториев молодеет, растет и доля семейных туристов с детьми. Основными критериями выбора санатория у туристов сейчас являются:
- Разнообразие природных лечебных факторов и живописность курорта.
- Качество лечебно-диагностической базы, перечень процедур и специалистов.
- Наличие бассейнов, SPA.
- Качество номеров.
- Возможность выбора питания (специализированные меню и пр.).
- Наличие развлекательной инфраструктуры.
- Транспортная доступность.
В связи с последним фактором, в 2023 году еще больше вырос интерес людей к санаториям в своем или соседнем регионе.
«Все больше россиян едут в санаторий не просто «оздоровиться», а за решением какой-либо своей конкретной проблемы со здоровьем – доля группы таких клиентов выросла с 7% до 15% от общего количества покупателей путевок в санатории. Они ищут в санаториях именно спецпрограммы», – говорит Оксана Булах.
У аудитории до 35 лет наибольшим спросом в санаторном лечении пользуются антистресс-программы, косметология, детокс, лечение заболеваний ЖКТ.
У туристов старше 35 лет популярны антистресс-программы, программы снижения веса, антивозрастные программы, check-up (наличие программ check-up сейчас в принципе является преимуществом любого санатория в продажах), профилактика и лечение болезней опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
В целом у всех россиян растёт интерес к программам по восстановлению иммунитета и обучению ЗОЖ.
Как менялись российские санатории в 2023 году
Сами санатории также меняются под новые запросы потребителей. За последние два года все больше санаториев практикуют индивидуальный подход к формированию программ для пациента. Во многих здравницах расширяется перечня аппаратных методик лечении и диагностической базы.
Важным трендом санаторного рынка в 2023 году стало более четкое позиционирование многих санаториев (в т.ч. через увеличение количества спецпрограмм).
Многие санатории в поисках своего клиента переходят на целостный (холистический) подход в лечении, расширяют перечень практик и специалистов (популярны сейчас «умственное оздоровление», арт-терапия и пр.).
Все больше здравниц практикуют пост-сопровождение клиентов и обучение здоровому образу жизни. Постепенно расширяются и сервисные опции (SPA- и термальные комплексы, прокат велосипедов, инфраструктура для детей, развлекательные комплексы и пр.).
Все это позволяет санаториям находить все больше возвратных клиентов, повышать уровень рекомендаций, увеличивать средний чек. Тем не менее, основной проблемой санаторного рынка остается дефицит предложения.
Редакция «Вестника АТОР».
Фото из открытых источников.