В двадцатых числах декабря выходит новая книга митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) "Гибель империи. Российский урок". Вчера в жанре телемоста между Москвой и Крымом, отвечая на вопросы известных журналистов и блогеров, он презентовал ее публике.
Отправной точкой для разговора о крахе российской империи в 1917 году и об опасности срыва в такой сценарий сегодня стали знаменитые слова Ивана Бунина из его "Окаянных дней": "Брошена была на полный произвол судьбы… величайшая на земле страна".
Смогли ли мы усвоить уроки истории - первый вопрос, который адресовали автору книги журналисты.
Нам ничего не изменить в прошлом, но мы можем поменять наши представления о нем, посчитал митрополит Тихон и призвал к ответственности исторического восприятия - наш взгляд на переломные годы в истории России не должен быть ни приукрашивающе-романтическим, ни очернительным.
Он предлагает смотреть на историю глазами медицинского генетика и, читая карту исторической наследственности, предлагать потомкам правильно строить свою жизнь.
Наша национально-психологическая генетика, считает митрополит Тихон, может запрограммировать нас на повтор исторических срывов. Поэтому никакого легкомыслия на новом этапе истории, наоборот, высокая ответственность за происходящее с нами здесь и сейчас.
Отвечая на вопрос известного блогера Алексея Костылева, есть ли сегодня предпосылки для исторических срывов и в чем они заключаются, митрополит Тихон напомнил, что накануне катастрофического 1917 года Россия была процветающей страной, не имеющей ничего общего с той карикатурой, которая долгие советские и постсоветские годы вдалбливалась в массовое сознание россиян. Со ссылкой на исследования Кембриджского университета он описал ее ВВП как третий в мире (выше, чем в Англии и Франции), а темпы роста промышленности - первые ("как сейчас в Китае"). Все от урожая зерновых до испуга геополитических соседей, что Россия точно будет первой страной мира, митрополит Тихон описывал как опыт несомненной победительности. Он простирался до уверенности, что Первую мировую мы бы точно выиграли, а Второй, по этой причине, не было бы. Россия планировала парады победы в Константинополе, Берлине и Вене.
Но была некая внутренняя слабость - нестроение в элитах и убежденность "прогрессивного общества", что царский режим нужно низвергнуть, она и сработала.
Со ссылкой на лекции знаменитого академика Павлова, митрополит Тихон заговорил о "психо-патологических" причинах революции, плода интеллигентского ума и самоуверенности все того же "передового общества".
"Подростковый негативизм" и "игра в непослушание", так проявившиеся тогда, по мнению митрополита Тихона, до сих пор характерны для состояния умов в российском обществе.
Вспомнив слова Семена Франка, что большинство людей жило тогда "одной верой - верой в революцию", а существующая политическая форма казалась большинству интеллигенции единственным источником зла, он в след за Франком, напомнил, что основное внимание было посвящено не будущему и его творчеству, а прошлому и настоящему.
Но еще печальнее было то, что государство ничего не противопоставляло этим установкам.
И революция надвигалась в жанре настоящего психоза - устранение существующей власти, замена ее институтов просто "хорошими людьми", упразднение армейской дисциплины и спровоцированный этим развал армии, удар по вертикали власти в губерниях, нападки на полицию и жандармерию - со ссылкой на Бехтерева, Россолимо и все того же Павлова митрополит Тихон продолжал настаивать, что Россию охватил "индуцированный массовый психоз".
Нечто подобное, по его мнению, мы пережили в 1991 году, когда, проголосовав за сохранение Советского Союза, через несколько месяцев его распустили.
Общество повинно в том, что произошло в 1917, и в 1991-м - его подростковая самоуверенность и соблазненность идеями протеста сыграла с Россией дурную шутку.
Но повинно и правительство, считает митрополит Тихон, не нашедшее механизмов диалога с обществом.
Отвечая на вопрос журналиста Алексея Гореславского, что бы было с Россией, если бы в ней не было ни Февральской, ни Октябрьской революций, митрополит Тихон ответил, что "Россия бы справилась с ситуаций". Еще раз напомнил о запланированных парадах в Константинополе, Вене и Берлине, о пошитых для этого в васнецовском дизайне "богатырок", ставших потом "буденовками", о расчетах Дмитрия Менделеева, что население России в 2000 году достигнет 600 миллионов человек, а потом вернулся к религиозной идее о том, что "дух творит себе формы". А дух народа, по свидетельству переживавших те времена людей, был не на высоте - этот дух не склонялся ни к молитве в храмах, ни к многодетной семье, ни к великим трудам. " И даст тебе Господь по сердцу твоему" напомнил он слова 19 псалма… По сердцу и дал.
Митрополиту Тихону задавали еще много вопросов, и о причинах успехов Советского Союза, и об участии иностранных держав в революционных сюжетах российской истории, а он отвечал с избытком, даже и на непрозвучавшие вопросы. Судя по всему, во второй половине декабря нас ждет увлекательное чтение, а может быть и глубокие дискуссии вокруг прочитанного.
Между тем
Последний российский император Николай II был самой оклеветанной фигурой во всей отечественной истории, в действительности страна при его правлении процветала, а большевики в СССР уже лишь использовали полученное богатое наследство. Такое мнение высказал на презентации книги "Гибель империи. Российский урок" ее автор митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов).
"Наш замечательный публицист Иван Солоневич сказал, что "Россию погубила сплетня". И я считаю, что он абсолютно прав, мы очень охочи до сплетни. <…> Эти ложные свидетельства сделали из удивительнейшего, прекрасного человека, императора, быть может, самого оклеветанного. Самый оклеветанный персонаж во всей нашей истории. Такой клеветы, которая извергалась на него, и с Запада, и из Японии - с Востока, и изнутри страны, даже немыслимо было представить", - сказал иерарх во время телемоста ТАСС Москва - Симферополь, говоря о фигуре Николая II. В частности, для российского дворянского общества того времени, признал митрополит Тихон, "быть комильфо", соответствовать правилам приличия означало -"глубоко презирать государя и всю его семью". В то же время, отметил он, до революции Россия была "процветающей страной", "достижения были громадные" - не было никакой нищеты, бесправия и "безнадеги", о чем все время писали в советских и постсоветских учебниках. Так, по ВВП Российская империя была в числе ведущих стран мира, а по темпам роста промышленности и вовсе на первом месте. К 1913 году Россия собирала урожай зерновых больше, чем Канада, Аргентина и США вместе взятые. В первые 15 лет правления Николая II, указал автор книги, было создано столько же учебных заведений, сколько за всю историю страны.
"Да, Советский Союз сделал очень многое, но он получил это в наследство. Ни с чем не сопоставимое гигантское наследие свалилось на голову большевикам. <…> Тот потенциал, который был заложен и включен уже в то [дореволюционное] время, работал долгие-долгие годы", - считает архиерей РПЦ.
Он рассказал, что его новая книга на примере событий 1917 года раскрывает механизмы, которые используются для создания революций в России, то, какие ошибки допускают при этом ее правительство и общество, и чем все это заканчивается. Издание содержит почти 300 ссылок на научные труды и архивные документы. "История февральских событий [1917 года] - это предтеча многих русских катаклизмов, в том числе и тех, которые готовят нам наши замечательные партнеры", - добавил митрополит.
Текст: Елена Яковлева. Российская газета.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: