Адмирал Лев Михайлович Галлер остается одним из самых недооцененных советских военно-морских военачальников. Бывший офицер царского флота, участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, более 30 лет Л.М. Галлер провел на службе в советском военно-морском флоте и внес большой вклад в его становление и развитие. Его отличали высочайшая ответственность, порядочность, уважительное отношение к сослуживцам, верность и преданность своему делу. Целиком отдававшийся службе моряк был известен и уважаем на флоте.
Галлер родился 17 (29) ноября 1883 г. в семье потомственного дворянина, начальника Выборгского крепостного управления полковника Михаила Галлера. Мать, Юлия Паукер, уроженка г. Выборга, дочь лютеранского пастора Паукера, выросла в немецко-шведской семье. С ее помощью дети, а их в семье Галлеров было семеро, изучили немецкий и скандинавские языки, хотя в доме доминировал русский язык и литература, приобщились к музыке. Служебная деятельность отца заставляла семейство Галлеров переезжать из Выборга в Кронштадт, затем в Очаков, Тифлис и, наконец, в Петербург. Отец мечтал видеть сына крепостным инженером, продолжателем его профессии, хотел определить его в Санкт-Петербургское Инженерное училище, но любовь к морю, мечты о дальних плаваниях, вопреки желанию отца, стали решающими для молодого человека в выборе профессии. Окончив с отличием Тифлисскую гимназию, летом 1902 г. он успешно сдал экзамены и был зачислен в младший специальный класс Морского кадетского корпуса.
21 февраля 1905 г. старший гардемарин Лев Галлер досрочно, в связи с русско-японской войной, был выпущен из корпуса с чином мичмана. Свои первые плавания в должности вахтенного офицера он совершил на крейсере II ранга «Азия», старом тихоходном корабле Балтийского флота. Однообразие службы на «Азии», учебных судах «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский» утомляло. Наконец, летом 1907 г. последовал перевод на современный военный корабль – эскадренный броненосец «Слава» (впоследствии линейный корабль). В составе учебного отряда Балтийского флота «Слава» отправилась в заграничное плавание вокруг Европы в Средиземное море. 13 декабря 1908 г. на борту броненосца Льву Галлеру были вручены лейтенантские погоны, а через несколько дней он с командой корабля принял участие в спасении жителей итальянского г. Мессина, пострадавших от землетрясения. За отличие в спасении жителей Мессины Л.М. Галлер получил свою первую награду – орден Св. Станислава 3-й степени. В сентябре 1911 г. он поступил в Артиллерийский офицерский класс, после его окончания летом 1912 г. был произведен в старшие лейтенанты и назначен артиллерийским офицером на линкор «Андрей Первозванный». С 1915 г. он занимал должность флагманского артиллериста 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота и в том же году на «Славе» принял боевое крещение при отражении атаки германских дредноутов в Ирбенском проливе. Будучи старшим офицером «Славы», 4 октября 1917 г. принял участие в Моонзундском сражении, после которого поврежденный корабль был взорван и затоплен.
Октябрьскую революцию капитан 2 ранга Л. Галлер встретил в должности командира эскадренного миноносца «Туркменец-Ставропольский» и решительно сделал свой выбор, перейдя на сторону Советской власти во имя служения Родине и народу. Весной 1918 г., участвуя в Ледовом походе Балтийского флота, привел эсминец «Туркменец-Ставропольский» из Гельсингфорса в Кронштадт, в 1919 г. участвовал в обороне Петрограда от интервентов и белогвардейцев.
После окончания Гражданской войны Л.М. Галлер включился в работу по восстановлению морской силы Советской республики. В апреле 1921 г., уже будучи опытным специалистом, он был назначен начальником штаба Морских сил Балтийского моря и в течение последующих шести лет всего себя посвятил восстановлению и строительству флота: руководил первыми маневрами Красного флота, участвовал в разминировании Кронштадтских фарватеров, разрабатывал новую схему организации боевой подготовки флота. Он поддерживал идею создания сбалансированного флота, в состав которого должны были входить крупные корабли, вспомогательные суда, авиация и морская пехота.
В 1924–1925 гг. при участии Галлера были совершены учебные плавания вокруг Скандинавии двух кораблей: крейсера «Аврора» и учебного судна «Комсомолец». В 1926 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны по программе военного кораблестроения, которое Галлер оценил как переломный момент в истории советского военного кораблестроения. В этом же году он окончил Курсы усовершенствования высшего командного состава при Военно-морской академии и приказом Революционного военного совета (Реввоенсовета) СССР от 17 ноября 1927 г. назначен командиром дивизии линейных кораблей Морских сил Балтийского моря.
Об авторитете Галлера в то время можно судить по воспоминаниям наркома Военно-Морского Флота (ВМФ) СССР Н.Г. Кузнецова, который писал: «К этому времени на флотах было уже немало заслуженных руководителей соединений различных кораблей, но более популярного и известного, чем Л.М. Галлер, трудно припомнить». Под его руководством в декабре 1929 г.–январе 1930 г. состоялся переход линкора «Парижская Коммуна» и крейсера «Профинтерн» из Балтики вокруг Европы в Черное море. За успешное проведение операции в тяжелых условиях зимнего времени от имени Реввоенсовета Лев Михайлович был награжден золотыми часами.
В 1932 г. Л.М. Галлер вступил в должность командующего Морскими силами Балтийского моря. В это время флот стал пополняться новыми кораблями, повышались требования к оперативно-технической подготовке командного состава, готовился к изданию боевой устав Военно-морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и ряд других важных оперативных документов. Лев Михайлович принимал в этой работе самое активное участие. В 1935 г. Галлеру было присвоено звание флагмана флота 2 ранга. В 1937 г. он был назначен заместителем начальника Морских сил РККА, а в январе 1938 г. – начальником Главного морского штаба. Весной 1939 г. новым наркомом ВМФ стал 34-летний Николай Герасимович Кузнецов, который нашел в лице Галлера опытного наставника и единомышленника. «Лев Михайлович знал состояние всех флотов лучше всех и оказал мне неоценимую услугу в ознакомлении с делами Наркомата и флотов. В Наркомате на нем держалось буквально все повседневное руководство флотом. Занимаясь руководством оперативной и боевой подготовки, он пользовался безграничным доверием высшего руководства флотом», – вспоминал Н.Г. Кузнецов.
В мае 1940 г. Л.М. Галлеру присвоено звание адмирала, а за полгода до начала войны он был назначен заместителем наркома ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению. Совместно с Н.Г. Кузнецовым он разработал систему оперативной готовности флотов, благодаря которой в первые дни войны не было потеряно ни одного корабля. Все годы Великой Отечественной войны Л.М. Галлер руководил созданием новых типов морской боевой техники, внедрением технических новшеств, в т.ч. методов обезвреживания мин, серийным строительством боевых катеров, передислокацией кораблей с Балтики и Тихого океана на Север, обеспечением союзнических поставок по программе ленд-лиза. За годы службы в советском флоте Л.М. Галлер был награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, был удостоен высшей флотской награды – двумя орденами Ушакова I-й степени.
Однако после войны с новой силой вспыхнули репрессии против высшего командования флотом. По сфабрикованному «адмиральскому делу» Н.Г. Кузнецов, Л.М. Галлер, В.А. Алафузов и Г.А Степанов были обвинены в передаче секретной военной информации Англии и США. В декабре 1947 г. суд чести Военно-Морского Флота признал адмиралов виновными; по решению Военной коллегии Верховного суда СССР Л.М. Галлер был приговорен к тюремному заключению. В июне 1950 г. он скончался. Место его захоронения до сих пор не установлено. Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 г. Лев Михайлович Галлер полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала посмертно. В 1999 г. на Арском кладбище г. Казани в торжественной обстановке была открыта символическая могила и памятник легендарному адмиралу.
В Российском государственном архиве Военно-Морского флота (РГАВМФ) хранятся различные документы о службе Л.М. Галлера, начиная с поступления в Морской кадетский корпус и заканчивая службой в должности начальника Главного морского штаба. Среди них послужные списки, аттестации, характеристики, приказы о назначениях и перемещениях по службе штаба Морских сил Балтийского моря и наркомата Военно-Морского Флота СССР, материалы из фонда Центрального военно-морского музея, фотографии и воспоминания из личного фонда А.И. и С.А. Зониных.
Текст: Е.А. Прохорова, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).
Исторические события: