Археологи Сибирского федерального университета обнаружили ранее неизвестные памятники культуры древних племён, населявших территории на северной границе лесостепи Красноярского края в VI–III вв. до н. э. и III–IV вв. н. э.
Остатки жилищ и производственных площадок, служивших для кузнечного ремесла, осколки керамической посуды со специфическим орнаментом, украшения (выполненные из глины пуговицы, бусы, а также стеклянная бусина с золотой фольгой, попавшая на территорию современной Сибири из восточных областей Римской империи) были найдены в ходе летней экспедиции студентами и сотрудниками университета.
«Мы впервые работали в долине малых притоков Ангары, в среднем течении реки Усолки близ города Канска Красноярского края. Обнаруженный археологический комплекс, названный Глинным, находится на небольшом ровном возвышении (гриве). Были найдены две площадки, предназначавшиеся для изготовления различных вещей из железа, а также пространство с углублённым в землю жилищем. Эта часть памятника датируется III–IV вв. н. э., когда великое переселение народов уже практически завершилось. В отдалении обнаружены комплексы гораздо более древнего происхождения, приблизительно VI–III вв. до н. э. — вероятно, их оставили другие, более ранние поселенцы этих мест», — рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири Ксения Бирюлева.
Жилище, обнаруженное исследователями, представляло из себя небольшое углубление в рыхлой песчаной почве. По окружности котлована возводились опоры из древесины, остатки конструкции учёные планируют изучить с помощью радиоуглеродного анализа и методов дендрохронологии — науки, позволяющей с высокой точностью датировать различные памятники по кольцам древесины. Опоры же в свою очередь покрывались берестой и «кровлей» из дёрна. В центре жилища располагался очаг, использовавшийся для согревания и приготовления пищи. Также на площадке возле жилища были обнаружены железные наконечники стрел, осколки глиняных сосудов и остатки ещё одного большого кострища, служившего, по-видимому, для хозяйственных целей. Такая конструкция жилья спасала жителей таёжной зоны от морозов, и в целом она характерна для аборигенных народов Приенисейской Сибири.
Учёные отметили: это первая находка артефактов данного периода на территории Красноярского края, а вот установить, кем были жители «земляного дома», скорее всего не удастся. Похоронные обряды, распространённые в III–IV вв. н. э. на территории Приенисейской Сибири, предполагали кремацию — не сгоревшие фрагменты костей очень редки, так что антропологи могут лишь предполагать, как выглядели и к какой этнической группе принадлежали эти поселенцы.
«Помимо утилитарных вещей люди этой культуры пользовались различными гребнями для заплетания волос, носили бусы, в том числе из матового стекла с золотой фольгой. Они, несомненно, поддерживали чистоту в жилище — мы практически не нашли костей животных, чьё мясо использовалось в пищу. Скорее всего, все отходы сжигались», — продолжила Ксения Бирюлева.
Археологи предполагают, что обнаруженные предметы позволяют сопоставить найденное поселение с так называемым язаевским периодом культуры (по названию посёлка Язаевка на правом берегу Енисея). Основным же ремеслом древних сибиряков этого периода, очевидно, было кузнечное дело — в раскопе обнаружились множественные фрагменты молотков и других орудий.
Старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири Полина Сенотрусова отметила большое количество предметов импорта у жителей обнаруженного поселения — популярные товары, например, украшения, доставлялись в Ангарскую тайгу даже из самых отдалённых регионов.
«Судя по находкам, III–IV вв. н. э. двуслойные стеклянные бусы с золотой или серебряной фольгой были довольно востребованным товаром. Известно, что их доставляли из Средиземноморского региона, с территории современной Греции, а также с Черноморского побережья — из провинций Римской империи позднеантичного времени. Это не было элитным аксессуаром, скорее всего, такие бусы были достаточно распространены. Люди язаевского культурного периода в свою очередь могли снабжать соседей по региону и жителей Западной Сибири кузнечными изделиями, поскольку там „кузнечных“ находок и производственных литейных площадок практически нет», — объяснила учёный.
Также эксперты предполагают высокое сходство конструкции найденного жилища с домами кетов — ныне малочисленного народа, проживающего на севере Красноярского края. Вход в жилое помещение, кстати, находился сбоку, что придаёт архаическому жилищу сходство с домами хоббитов из вселенной Толкина.
«В отдалении от этих памятников были обнаружены два зимних жилища более раннего времени, относящиеся, вероятно, к нижнепорожинской культуре, существовавшей на территории притоков Ангары в VI–III вв. до н. э. Понять, что это именно зимние жилища, несложно — пятно, которое оставляет после себя очаг, занимает в этом случае практически весь диаметр жилья, что понятно в условиях суровых зим таёжной зоны. Кроме того, они располагались довольно далеко от реки — зимой лов был практически невозможен, люди жили охотой», — рассказал младший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири и студент Гуманитарного института СФУ Анатолий Арефьев.
На месте очажных ям участники экспедиции обнаружили кости птиц и мелких грызунов — преимущественно белок. Предполагается, что дичь использовалась в пищу, а шкурки белок для изготовления одежды. Дальнейшие работы на памятнике позволят узнать больше о быте и культурных связях жителей тайги столь отдаленного прошлого.
Фото: Сибирский федеральный университет.