Конка (конно-железная городская дорога, конный трамвай) является одним из старейших в мире видов общественного городского транспорта наряду с омнибусом ("конным автобусом").
Первая в мире конка появилась в американском городе Балтимор в 1828 году, она была каретного типа. В Европе каретные конки первыми ввели австрийцы в 1830-е гг., они же создали в 1837 году первую европейскую конку вагонного типа. Для сравнения, в Париже конка была пущена только в 1853 или 1855 годах.
В России первая конка появилась в Петербурге, сначала грузовая (1860 г.), а затем и пассажирская (1863 г.). В Москве конный трамвай открылся в 1872 году, в Казани - 1875 году, Одессе - 1880 году, Харькове и Риге - 1882 году, Тифлисе - 1883 году. Последнюю конку Российской империи открыли аж в 1915 году в г. Нежин Черниговской губернии. Как ни удивительно, но одну конку открыли даже в СССР, в уральском Ирбите в 1926 году.
Хотя конка считается предшественником электрического трамвая, обе системы во многих городах продолжали работать параллельно на протяжении нескольких лет. В Нижнем Новгороде конку умудрились создать через 12 лет после появления там электрического трамвая (наверное, единственный случай в мире).
На территории СССР последние конки закрылись к 1930 году, в зарубежных странах кое-где дотянули до 1950-х годов. В настоящее время историческая конка продолжает действовать в режиме общественного транспорта только в одной стране мира (в столице Острова Мэн городе Дуглас).
Список систем конного трамвая на территории в послевоенных границах СССР:
- Абинская, станица (1914-1919 гг.).
- Баку (1882 или 1889-1924 гг.).
- Балдоне - Икшкиле (1920-е-1941 гг.), для обслуживания курортников.
- Белгород-Днестровский (1904-1930 гг.).
- Бердичев (1892-1921 гг.).
- Вильнюс (1893-1916 гг.).
- Воронеж (1891-1922 гг.).
- Гагра (1903-1918 гг.), шла от гостиниц до купален на берегу моря.
- Ереван (1906-1918 гг.).
- Ирбит (1926-1933 гг.).
- Казань (1875-1900 гг.).
- Каунас (1893-1926 гг. или 1929 г.).
- Кёнигсберг, ныне Калининград (1881-1901 гг.).
- Киев (1891-1894 гг.).
- Кишинёв (1888-1914 гг.).
- Крымская, станица (1921-1932 гг.).
- Львов (1880-1909 гг.).
- Минск (1892-1928 гг.).
- Могилёв (1910-1920 гг.).
- Москва (1872-1912 гг.).
- Нежин (1915 г. - примерно до 1925 г.).
- Нижний Новгород (1908- 1918 гг.).
- Николаев (1897-1921 гг.).
- Одесса (1880-1923 гг.).
- Поти (1905-1932 гг.).
- Псков (1909-1911 гг.).
- Ревель, ныне Таллин (1888-1919 гг.).
- Рига (1882-1909 гг.).
- Ростов Великий, грузовая (1902-1921 гг.).
- Ростов-на-Дону (1887-1902 гг.).
- Самара (1895-1917 гг.).
- Санкт-Петербург (1863-1917 гг.).
- Саратов (1887-1909 гг.).
- Харьков (1882-1918 или 1919 гг.).
- Ташкент (1901-1913 гг.).
- Тифлис (1883-1910 гг.).
- Тула (1888-1919 гг.).
По сведениям за 1890 год протяжение конных железных дорог составляла:
- США — 8955,8 км.
- Германия — 1286 км.
- Россия — около 600 км.
- Голландия — 592 км.
- Франция — 508 км.
- Бельгия — 404 км.
- Англия — 343 км.
- Италия — 223 км.
- Австро-Венгрия — 222 км.
- Дания — 61 км.
- Швейцария — 28 км.
Фото из открытых источников.
Ростов Ярославской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.