"Сербо-русский", или "Славянский марш" был написан по заказу дирекции Русского музыкального общества для специального концерта. Впервые он был исполнен под управлением Н.Г. Рубинштейна 5 ноября 1876 года в пользу Славянского благотворительного комитета. "Марш" был сочинён Чайковским в сентябре, авторская дата на рукописи партитуры Марша - "25 сентября 1876 г."
"Марш" относится к той группе произведений Чайковского, которые он в письме к Н.Ф. фон Мекк охарактеризовал как сочинения, написанные "вследствие внешнего толчка", т.е. по заказу. Для создания таких произведений композитор должен был "специально себя настраивать". Однако в данном случае Чайковский увлёкся гражданской идеей "Сербо-русского марша" - заказ был получен им в самый разгар событий сербско-турецкой войны 1875 - 1876 годов, в которой участвовало много русских добровольцев. Общественность Москвы выражала сочувствие сражающимся сербам и черногорцам бурными манифестациями.
Чайковский в письме к сестре А.И. Давыдовой писал: "В прошлую субботу здесь играли в первый раз мой Сербо-русский марш, который произвёл целую бурю патриотического восторга". Марш пришлось полностью повторить. Впоследствии этот марш часто исполнялся, в том числе и под управлением автора.
Авторская надпись на титульном листе чистовой рукописи гласит: "Сербо-русский марш на народно-словенские темы". Чайковский использовал в нём три песни сербского народа. Их названия приведены в издании Юргенсона: "Солнце ярко не сияе", "Праг э ова милог срба" и "Эр пушчани пра не задае нему стра". Кроме того, в связи с патриотическим характером пьесы, композитор ввёл в музыку марша тему русского государственного гимна как символа России.
Темы, положенные Чайковским в основу "Марша", призваны были воплотить тот или иной образ. Например, первый раздел "Марша" основан на теме любовно-лирической песни "Солнце ярко не сияе". Мелодия её проникнута глубокой печалью, интонации близки к причитанию, и поэтому она вполне соответствовала образу порабощённого народа. Разрабатывая народную мелодию, Чайковский создаёт ряд оркестровых вариаций на тему песни.
Второй раздел связан с образом восставшего народа. Обе темы - "Праг э ова" и "Эр пушчани", на которых основан этот раздел, выдержаны в энергично подвижном характере. Чайковский придал обеим темам характер военных походных песен. Тембр валторн придаёт первой теме колорит военного марша. Вторая звучит как приветственное прославление народного войска. Искусно применённый эффект оркестрового эхо создаёт впечатление массовости, объёмности образа. Далее слышится шум битвы, появляется тема русского гимна и следует волнующий мужественный апофеоз, завершающий "Марш" картиной грядущей победы.
В советское время музыкальные эпизоды с использованием музыки гимна Российской Империи были заменены на хор «Славься» М.И. Глинки.
Славянский марш в оригинальном виде был возрождён в 1990-м году, когда он был исполнен Российским Национальным симфоническим оркестром под управлением Михаила Плетнёва. Впоследствии это произведение стало визитной карточкой оркестра.
По материалам: Туманина Н.В. "П.И. Чайковский. Путь к мастерству".
Фото из открытых источников.
Участники событий и другие указанные лица: