Будущий адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788–1851) родился в дворянской семье в городе Владимире. Его отец, руководитель Владимирского наместничества, не имел прямого отношения к флотским делам. Тем не менее, в 1800 г. Михаил и два его брата были определены в столичный Морской кадетский корпус, а позже все трое сделали блестящую военно-морскую карьеру. Старший брат Андрей Петрович дослужился до звания вице-адмирала, младший Алексей Петрович получил чин контр-адмирала, а Михаил Петрович стал адмиралом и главным командиром Черноморского флота, то есть командующим.
М.П. Лазарев добился успеха в службе благодаря своему недюжинному уму, твердости характера и необыкновенному трудолюбию. В начале флотского пути он пять лет прослужил на кораблях британского флота волонтером, что привило молодому моряку определенное отношение к службе и помогло получить изрядные знания и навыки в морском деле. К 1826 г. Михаил Петрович принял участие в трех военных компаниях и совершил три кругосветных плавания, причем два из них в должности командира корабля. Во время второй кругосветки (1819–1821) российские моряки сделали одно из величайших географических открытий – на шлюпах «Восток» и «Мирный» достигли берегов Антарктиды и положили их на карту. Эти карты хранятся в фондах Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГАВМФ).
В 1827 г. капитан 1 ранга М.П. Лазарев был назначен командиром «Азова» – флагманского корабля контр-адмирала Л.П. Гейдена в Наваринском сражении. К этому времени Михаил Петрович был, наверное, самым опытным моряком в Российском флоте. Можно смело утверждать, что успех «Азова» в противостоянии неприятельскому флоту был предопределен в большой мере всей предыдущей службой этого талантливого человека, ведь блестящая боевая подготовка экипажа корабля, его слаженность, самоотверженность и нацеленность на победу, это, несомненно, заслуга опытного и требовательного командира. В донесении по результатам сражения контр-адмирал Л.П. Гейден отмечал: «К чести капитана Лазарева, должно присовокупить, что строгая дисциплина, ежедневные учения по пушкам и порядок, в коем служители всегда содержались, были причиной, что корабль “Азов“ действовал с таким успехом в поражении и истреблении неприятеля».
По результатам баталии М.П. Лазарев, совмещавший должность командира корабля с должностью начальника штаба эскадры, удостоился контр-адмиральского чина и был награжден русским, английским и французским орденами. «Азов» стал первым кораблем российского флота, получившим в знак особого отличия кормовой Георгиевский флаг.
Во время русско-турецкой войны 1828–1829 гг. М.П. Лазарев принимал участие в блокаде Дарданелл, после чего благополучно привел эскадру из Архипелага в Кронштадт. В 1832 г. Михаил Петрович был назначен начальником штаба Черноморского флота, и в следующем году возглавил экспедицию русской эскадры в Босфор для помощи турецкому султану против восставшего египетского паши Мухаммеда Али.
В 1833 г. вице-адмирал М.П. Лазарев стал главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря, военным губернатором Николаева и Севастополя. Для Черноморского флота это время было периодом позитивных перемен, вошедшим в историю под названием «Лазаревской эпохи».
Время, предшествовавшее этой эпохе, стало не самым благоприятным для развития отечественного военно-морского флота. Непрерывные войны, которые вела Россия в первой четверти XIX в., вынуждали правительство обращать повышенное внимание на состояние сухопутных сил, зачастую пренебрегая флотскими нуждами. Накопилось немало проблем, угрожавших, по мнению современников, «разрушением нашей морской силы». Именно здесь и нашли применение высочайший профессионализм, необыкновенное трудолюбие М.П. Лазарева.
Адмирал (с 1843 г.) был жестким и требовательным руководителем, причем как к подчиненным, так и к себе самому. Под его руководством Черноморский флот в течение ряда лет вел успешные боевые действия у Кавказского побережья, содействуя сухопутным войскам перевозками, артиллерийской поддержкой и высадкой десантов, срывая тем самым планы англичан и турок по дестабилизации обстановки на Кавказе и выдавливанию русских из этого важного для России региона.
При Михаиле Петровиче число кораблей Черноморского флота было доведено до штатной численности, была усовершенствована корабельная и береговая артиллерия. При участии адмирала заложен город и порт Новороссийск, и началось строительство здесь адмиралтейства. Современное для той эпохи адмиралтейство было построено в Николаеве, а в Севастополе подготовлены места для возведения доков. В созданном по распоряжению командующего Гидрографическом депо печатались карты, морские атласы, лоции и книги по флотской тематике. Неудивительно, что под руководством М.П. Лазарева Черноморский флот стал через некоторое время лучшим в России.
Адмирал практиковал назначение самых, на его взгляд, талантливых и перспективных лейтенантов на самостоятельные должности командиров кораблей, отправляя их в дальние плавания, прививая, таким образом, молодым офицерам чувство ответственности. Под его руководством была воспитана целая плеяда выдающихся флотских военачальников. П.С. Нахимов по праву считается одним из учеников адмирала, наряду с Г.И. Бутаковым, В.А. Корниловым, В.И. Истоминым и многими другими менее известными, но талантливыми моряками.
Адмирал М.П. Лазарев не дожил до начала Крымской войны. Он скончался в 1851 г. и был погребен в склепе Владимирского собора в Севастополе. Здесь же, в соборе, позднее нашли свое упокоение и ученики «Лазаревской школы»: вице-адмиралы Корнилов и Нахимов, а также контр-адмирал Истомин.
Память об адмирале М.П. Лазареве, замечательном патриоте Отечества и выдающемся моряке, хранят документы, отложившиеся в российских архивах. В Российском государственном историческом архиве (РГИА) хранятся: подлинная жалованная грамота в футляре императора Николая I адмиралу, генерал-адъютанту Михаилу Лазареву на дворянское достоинство, грамота о награждении М.П. Лазарева чином адмирала в 1843 г., документы о создании памятника М.П. Лазареву и ряд других документов.
Текст: C.В. Чернявский, Российский государственный исторический архив (РГИА).
Заглавное изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: