09.11.2023 18:05
Новости.
Просмотров всего: 16909; сегодня: 22.

Поисковики установили имена лётчиков, погибших в Удмуртии в 1942 году

Поисковики установили имена лётчиков, погибших в Удмуртии в 1942 году

На днях благодаря архивным данным удалось установить имена членов экипажа самолёта, разбившегося в 1942 году в Каракулинском районе Удмуртской Республики. История данного поиска началась в этом году, когда поисковики Молодёжной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан и Удмуртской республиканской молодёжной организации «Долг» провели на территории района семинар-практикум «Небо Родины» с 16 по 18 июня.

Полевые работы проводились в районе бывшего населённого пункта Большие Калмаши Каракулинского района Удмуртии. По легенде, которую рассказали местные жители, зимой 1942 года в этом районе разбился при катастрофе советский двухмоторный самолёт. Тела четырех погибших членов экипажа были похоронены местными жителями на сельском кладбище.

Тогда были обнаружены многочисленные мелкие обломки самолёта и моторов, которые полностью подтвердили информацию, что в этой катастрофе погиб дальний бомбардировщик ДБ-3ф. Кроме этого, при обследовании старого сельского кладбища в бывшей деревне Большие Калмаши выяснилось, что воинское захоронение погибшего экипажа самолёта не состоит на государственном учёте и не паспортизировано. Над могилой в настоящее время находится обелиск, на котором записано: «Вечная Память воинам-лётчикам, погибшим на нашей земле».

В преддверии полевой экспедиции специалисты Всероссийского информационно-поискового центра провели архивно-исследовательскую работу, в результате которой удалось установить, что 23 марта 1942 года на этом месте разбился самолёт ДБ-3ф из состава 455-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Самолёт перегонялся из города Красноярска в город Ярославль для авиационных полков формирующейся там 36-й авиационной дивизии Авиации Дальнего Действия (АДД).

Пилотировал данный самолёт лётчик, лейтенант Колодкин Александр Аверьянович, 1916 г.р., уроженец д. Дворище Богородского района Кировской области. В извещении, которое было выслано в адрес его жены Таисии Емельяновны, говорилось, что он захоронен на кладбище в селе Большие Калмаши.

При внимательной обработке баз данных по личному составу ВВС Красной армии, которые созданы поисковиками за годы архивной и исследовательской работы с различными документами, было предположительно установлено, что в этот же день из состава 455-го ДБАП значились погибшими без указаний обстоятельств и точного места захоронения следующие военнослужащие:

- старший авиамеханик, младший воентехник Рупеко Владимир Григорьевич, 1918 г.р., уроженец: Иркутская область Эхирит-Булагатский район участок Тургеньевский. Его мать Рупеко Елена Семеновна проживала по адресу: Иркутская область, с. Баяндай. Кадровый, в Красной армии с 1938 года. До 455-го ДБАП проходил службу в составе 204 ДБАП, затем в 53 ДБАП;

- воздушный стрелок-радист, сержант Линович Зуня Владимирович, 1909 г.р., уроженец: Белорусская ССР, Полесская область с. Калинковичи. Его жена Линович Фаня Даниловна проживала по адресу: г. Ленинград, Фрунзенский район, ул. Достоевского, д.4, кв.4 (по другим документам: д.4 кв.28). Мобилизован Фрунзенским РВК города Ленинграда 25.06.41г. (по другим данным 16.07.41г.). В одном из архивных документов учтён как Липович Зуся Владимирович. До 455-го ДБАП проходил службу в составе 203 ДБАП.

К сожалению, сведения о четвёртом члене экипажа самолёта, поисковикам найти не удалось. Поэтому предстояла кропотливая работа с документами Центрального архива Министерства обороны. И вот сейчас благодаря поддержке депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя регионального отделения Российского военно-исторического общества в Удмуртской Республике Ларисе Бурановой удалось получить архивную справку из Центрального Архива Министерства обороны Российской Федерации, в которой указывались полные данные на погибших экипаж самолёта.

Тем самым удалось подтвердить нахождение на борту разбившегося самолёта воентехника 2 ранга (так звание погибшего указано в архивной справке) Рупеко Владимира Григорьевича (в справке указано, что на станции Баяндай Иркутской области также проживала его жена Рупеко Анна Григорьевна).

Четвёртым неизвестным для поисковиков членом экипажа самолёта оказался стрелок-бомбардир, старший сержант Елкин Михаил Матвеевич, 1919 г.р., уроженец Орловской области Мценского района деревни Азарово. Кадровый, в Красную армию призван в 1939 году Приморским РВК города Ленинграда. Его отец Елкин Матвей Антонович проживал по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, дом 5 ИТР (дом инженерно-технических работников), кв.26.

Единственно, что в архивной справке не указан воздушный стрелок-радист самолёта Зуня Владимирович Линович. Но, это объясняется тем, что основные данные на погибших получены из журнала боевых потерь 53-го ДБАП. А дело в том, что сержант З.В. Линович выписанный 25 октября 1941 года из Красноярского госпиталя ЭГ № 1515, после ранения полученного в составе 203-го ДБАП, был направлен в Красноярский военный пересыльный пункт, и оттуда направлен для прохождения дальнейшей службы, сразу в состав 455-го ДБАП (это подтверждается именным списком 455-го ДБАП), и тем самым его гибель не была отражена в журнале потерь 53-го ДБАП.

Для пояснения добавим, что именно 23 марта 1942 года 53-й ДБАП 40 ДБАД был расформирован и его материальная часть и личный состав были переданы на укомплектование 455-го ДБАП 36-й АД Авиации Дальнего Действия с базированием на аэродроме Туношное (Ярославль). И как говорилось выше, разбившейся самолет как раз перегонялся экипажем из города Красноярска в город Ярославль. А согласно архивной справке погибшие А.А. Колодкин, М.М. Елкин и В.Г. Рупеко ранее проходили службу в составе 53-го ДБАП.

В настоящее время поисковики Удмуртской Республики и Республики Татарстан начинают поиск родных погибших лётчиков. Данной публикацией обращаемся в адрес наших коллег-поисковиков и всех неравнодушных людей помочь нам в этом деле.

В скором времени имена погибших будут увековечены на могиле экипажа на старом Большекалмашском кладбище. Кроме этого, имена погибших членов экипажа будут в последствии увековечены на памятных досках мемориала землякам - участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в центре села Малые Калмаши. А рядом с местом падения бомбардировщика, будет установлен мемориальный знак, рассказывающий о данной катастрофе, с именами погибших летчиков. 

Фото: Поисковое движение России.


Исторические события:

Мценск Орловской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.

Тематические сайты: Авиация, История, Молодежь, Общественные организации, Патриотизм, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Алтайский край, Иркутская область, Кировская область, Красноярский край, Орловская область, Санкт-Петербург, Татарстан Республика, Удмуртия Республика, Ярославская область
Сайты столиц субъектов РФ: Алтайский край - Барнаул, Красноярский край - Красноярск, Ярославская область - Ярославль
Сайты моногородов субъектов РФ: Орловская область - Мценск
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Беларусь, Германия, Россия, СССР
Сайты регионов мира: Европа Восточная, Европа Центральная
Сайты объединений стран: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: rf-poisk.ru/news/14831/
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...