Анализ продаж туров по России у крупнейших игроков внутреннего рынка позволяет говорить о том, что динамика спроса на внутренний туризм в период длинных ноябрьских выходных оказалась ниже, чем на туры за рубеж. В АТОР узнали, куда едут россияне на праздники в ноябре и сколько стоят туры.
Туристы предпочитают копить на Новый год
Последние данные ведущих игроков внутреннего рынка об итогах продажах внутренних туров на ноябрьские праздники противоречивы. Ряд крупных игроков видят снижение продаж туров по России с захватом длинных ноябрьских выходных – от -30 до -12% по сравнению с тем же периодом 2022 года. У других туроператоров наблюдается прирост от +10 до +28% к тем же данным прошлого года.
Можно констатировать, что по сравнению с началом октября картина в конце месяца поменялась.
В целом по рынку объем продаж туров по России на ноябрьские праздники по сравнению с 2022 годом вырос, но незначительно (в отличие от продаж в выездном туризме, где средний прирост год к году составляет 10-15% и выше). В итоге Россия, по данным крупных сетей турагентств, входит в топ-5 самых популярных направлений на праздники в ноябре, но с пятой позицией.
«На мой взгляд, ноябрьские праздники постепенно уходят из внутреннего туристического «календаря», много туристов их уже «не замечают», в этом году у нас спрос на них примерно соответствует выходным – 28-29 октября. В целом, это обычная дата и обычный спрос. Основной интерес туристов в России сейчас – Новый год и Рождество. На прошлой неделе продажи новогодних туров (на 28.12-07.01) у нас в 7 раз превысили продажи на ноябрьские праздники. Объемы продаж туров с заездами после 8 января 2024 г. в 3 раза превысили продажи туров на ноябрьские выходные», – констатирует вице-президент АТОР по вопросам внутреннего туризма, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Рост цен за год составил 10-15%
Туроператоры, независимо друг от друга, сходятся в оценке роста цен на туры в период ноябрьских праздников. В Coral Travel, «Дельфине», «Интуристе» и Национальном туроператоре Алеан называют один и тот же порядок цифр: «праздничные» туры по России выросли в цене на 10-15% по сравнению с прошлым годом.
Наибольший рост цен произошел в Кавминводах и Подмосковье, добавляют в «Мультитуре». А в «Интуристе» на фоне общего роста видят некоторое снижение среднего чека по Сочи.
Длительность поездки, самые популярные даты, выбор отелей
Две самые популярные даты заезда, которые выбирают почти две трети туристов у всех компаний – 3 и 4 ноября. В основном на праздники в ноябре по России у всех туроператоров покупают короткие туры длительностью 3-5 дней (3-4 ночи).
Подавляющее большинство ноябрьских праздничных туров – это бронирования отелей у туроператоров, а не пакеты с перелетом, отмечают в Fun&Sun и Anex, с чем согласны и другие игроки рынка.
Основной спрос на ноябрьские праздники практически везде в России приходится на отели 3*, реже 4-5*, туристы чаще выбирают объекты с круглогодичной инфраструктурой (бассейнами, зонами SPA и пр.). В «Мультитуре» отмечают высокий спрос на объекты «все включено». В Москве и Петербурге на праздники основной спрос приходится на экскурсионные туры, добавляют в «Интуристе».
Куда в России едут на ноябрьские праздники в 2023 году
В безусловных лидерах итоговых продаж на ноябрьские праздники – курорты Краснодарского края.
Их совокупная доля в продажах у крупных туроператоров по внутреннему туризму колеблется от 30% до 44%, у многопрофильных туроператоров может достигать 87%. При этом, как отмечают в «Дельфине», в отличие от многих других, это направление на ноябрьские праздники показывает рост на 15% по сравнению с праздниками прошлого года. У «Интуриста» объем проданных туров в Сочи вырос более чем в два раза, в компании это связывают с переориентацией части туристов с выездных направлений.
«На праздничные выходные туристы в Краснодарском крае часто выбирают отели с открытыми подогреваемыми бассейнами и SPA-центрами», – рассказывают в Алеан.
«В основном выбирают отели 3-4* хорошего уровня. Но также достаточно бронирований в отели премиального уровня», – сообщили в Coral Travel.
По данным туроператора «Дельфин», средний чек бронирования тура в Краснодарский край на ноябрьские праздники – 15 500 рублей на 1 человека.
На втором месте – курорты Кавминвод. Их выбирают, в зависимости от туроператора, от 3% до 15% туристов. Средний чек тура на ноябрьские праздники в Кавминводы, по данным «Дельфин» – 43 400 руб. на человека.
Третье место – у Подмосковья, доля, в зависимости от компании, может достигать 11%. Средний чек туров в Подмосковье, по данным «Дельфина» – 25 300 руб. на человека, туров в Москву.
Четвертое место по спросу – у экскурсионных туров, среди которых наибольшую долю занимают маршруты «Золотого кольца». Средний чек колеблется от 11 500 до 14 900 руб. на человека за трехдневный тур.
Пятое место – у Санкт-Петербурга, средний чек – 9600 руб. на человека.
Также в топ-10 вошли: Москва (экскурсионные туры, средний чек у Fun&Sun – 8500 руб. за человека без перелета, республики Северного Кавказа, (средний чек, по данным Алеан – 10 000 руб. на человека без перелета за 3-дневный тур), Казань (в основном бронирования отелей без экскурсий, средний чек, по данным Алеан – 11 250 руб. на человека без перелета за 2 ночи), Калининград (у Fun&Sun средний чек 25 тыс. руб. за человека за 3-дневный тур с перелетом), Тюменская область (средний чек у Алеан – 7500 руб. на человека без перелета).
Редакция «Вестника АТОР»
Фото из открытых источников.