Регулярное движение поездов на станции Слюдянка I в Иркутской области по Кругобайкальской и Транссибирской железных дорогах началось 29 октября 1905 года. Сам город Слюдянка возник при строительстве КБЖД и считается крупным железнодорожным узлом в регионе.
Необходимость появления на этом месте станции с паровозным депо возникла в связи с созданием железнодорожного узла. Указание о строительстве на южном берегу Байкала, в поселке Култук дал министр путей сообщения Михаил Иванович Хилков. Однако жители отказались выдать землю под строительство, так как в этом случае они лишались бы и без того небольших сельскохозяйственных угодий.
Было решено построить станцию к югу от Култука, за Шаманским мысом, на относительно ровном побережье Слюдянской бухты, близ небольшой тогда почтовой станции Слюдянка. В 1899 году был основан поселок Слюдянка. Здесь были размещены 1-й и 2-й участки управления работ по строительству КБЖД. К 1905 году были сданы в эксплуатацию паровозное депо, вокзал из местного белого мрамора. С 29 октября 1905 года началось регулярное движение поездов.
После Великой Отечественной войны Слюдянка стала крупным железнодорожным узлом. Было решено построить участок железной дороги Слюдянка - Большой Луг - Иркутск. Строительство было завершено к 1949 году.
В этом же году были построены станции Слюдянка II и Рыбзавод. К концу 1960 года был полностью электрифицирован участок главного Транссибирского хода Мариинск - Красноярск - Тайшет - Зима - Иркутск - Слюдянка протяженностью более 1600 км. В 1961 году паровозное депо города преобразовали в локомотивное. В 1980 году депо было передано из Иркутского отделения ВСЖД в Улан-Удэнское.
В 2005 году в рамках празднования столетия Кругобайкальской железной дороги была проведена реконструкция станции Слюдянка I. Была построена новая посадочная платформа. Ремонт был сделан и в здании вокзала. Был изменен его внешний вид, в нем самом появилась выставочная экспозиция, рассказывающая пассажирам о КБЖД. На привокзальной площади со стороны железнодорожных путей установили памятник министру путей сообщения Михаилу Ивановичу Хилкову, который в начале XX века инициировал строительство вокзала в Слюдянке.
Фото из открытых источников.
Исторические события: