В Тобольске состоялся Второй национальный форум преподавателей истории. Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российское историческое общество, Российский государственный гуманитарный университет и Тюменский государственный университет.
Дискуссия, объединившая более 150 преподавателей истории, представителей органов государственной власти и академических институтов, проводится в целях популяризации исторического знания, противодействия попыткам фальсификации российской истории и формирования единых подходов к трактовке исторических событий, развития эффективной коммуникации и взаимодействия в преподавательской и научной среде.
В рамках деловой программы форума состоялись три тематические секции, посвящённые наиболее актуальным вопросам в сфере преподавания истории.
На повестке первой секции «Методическое обеспечение преподавания истории в высшей школе» стоял вопрос разработки нового учебника и методических пособий по отечественной истории для вузов. Модераторами обсуждения выступили председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев и член Совета РИО, председатель отделения Российского исторического общества в Ростовской области, директор Института истории и международных отношений Южного федерального университета Мария Пономарёва.
В своей приветственной речи Руслан Григорьевич наметил основные направления работы секции:
«За прошедший год состоялся ряд важных событий. Это и одобрение Министерством науки и высшего образования подготовленной и обсуждаемой в рамках прошлого форума Концепции преподавания, это и разработка методических рекомендаций и начало работы над вузовскими учебниками для неисторических специальностей. Я думаю, что эти вопросы затрагивают интересы всех нас и вызывают дискуссии. Сегодня мы обязательно об этом поговорим».
«Сейчас, по итогам первого года внедрения обновлённого курса, нам важно внести необходимые правки в методические рекомендации, тем более, как вы знаете, сейчас готовится соответствующий учебник», — добавил он.
Напомним, 19 июля 2022 года Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утвердило приказ, закрепляющий обязательное изучение курса «История России» студентами всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата и специалитета в объёме не менее 4 зачётных единиц (144 часа), из которых не менее 80% должно отводиться на контактную работу со студентами.
Смысловое наполнение курсу призвана придать Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования, утверждённая 2 февраля 2023 года на заседании Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России. С этого учебного года студенты всех вузов страны начали обучение по обновлённому и расширенному курсу отечественной истории.
В свою очередь, Мария Пономарёва рассказала о ходе подготовки учебно-методического комплекса для преподавателей дисциплины «История России» для неисторических направлений подготовки:
«Одной из основных задач было написать, основываясь на положениях Концепции преподавания истории для неисторических специальностей, методические рекомендации так, чтобы они включали в себя проектную деятельность и научный подход».
В ходе работы секции доцент кафедры истории Института экономики и права МИРЭА — Российского технологического университета Елена Беспятова поделилась опытом преподавания истории России в технических вузах, а председатель Совета отделения Российского исторического общества в Тверской области, декан исторического факультета Тверского государственного университета Татьяна Леонтьева рассказала об опыте внедрения обновлённого курса «История России» в стенах ТвГУ.
«Многое из того, что обсуждалось на Первом национальном форуме преподавателей истории, было воплощено, и эта работа будет продолжаться. Форум же планируется сделать традиционным и ежегодным», — резюмировал Руслан Гагкуев.
Главным вопросом работы второй секции форума стало обсуждение разработки Национальной электронной библиотечной системы по истории, которая сможет предоставить студентам доступ к необходимой научной и учебной исторической литературе.
О промежуточных результатах работы над созданием ЭБС по истории и её изначальной концепции рассказал директор Издательства «Наука» Николай Федосеенков:
«Идеей было создать агрегатор научной информации по истории. Что мы хотели? Мы хотели создать базу, которая была бы наполнена верифицированными источниками информации: учебными пособиями, учебниками, монографиями, документами, диссертациями за последние, как минимум, несколько лет с расширением каждый год и появлением новых диссертаций по историческим дисциплинам».
Напомним, прототип Национальной электронной библиотечной системы по истории, созданный по предложению Российского исторического общества издательством «Наука», был представлен 7 октября 2022 года на Первом национальном форуме преподавателей истории. На сегодняшний день большинство вузов отказалось от закупок обычных «бумажных» учебников в пользу приобретения доступа к различным коммерческим ЭБС. Как показало исследование, ранее проведённое экспертами РИО, качество исторической литературы, размещаемой в этих ЭБС, чаще всего очень низкое. Новая Национальная электронная библиотечная система по истории, использование которой будет для вузов бесплатным, восполнит этот пробел. Для разработки системы под эгидой Российского исторического общества создан научный совет, который готовит и определяет структуру и перечень необходимых исторических материалов для агрегатора.
В свою очередь, проректор по воспитательной работе и молодёжной политике, заведующий кафедрой отечественной истории и историографии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Самарской области Михаил Леонов рассказал о работе над формированием списка источников и литературы, которой планируется наполнить ЭБС.
«Мы внимательно “прошерстили” огромное количество методических рекомендаций, которые обычные преподаватели истории публикуют для своих студентов по семинарским и практическим занятиям, и посмотрели, какая литература там встречается, и какая литература востребована. Это стало для нас своего рода “путеводной звездой”», — поделился Михаил Михайлович.
Теперь разработчикам списков предстоит оставить в них наиболее качественные издания, а затем дополнять списки, основываясь на мнении профессиональных историков-экспертов.
Модерировали обсуждение декан исторического факультета Историко-архивного института РГГУ Елена Барышева, возглавляющая научный совет Национальной электронной библиотечной системы по истории, и председатель отделения Российского исторического общества в Тюменской области, директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета Сергей Шилов.
Модераторами третьей секции «О деятельности диссертационных советов по историческим специальностям и перспективах развития исторической науки» стали проректор по учебной работе Российского государственного гуманитарного университета, председатель Экспертного совета ВАК по истории Павел Шкаренков и профессор Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Владислав Голдин.
Обращаясь к участникам секции, член Правления Российского исторического общества, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН Алексей Сиренов выдвинул ряд предложений, призванных повысить качество авторефератов диссертаций, выпускаемых по историческим направлениям:
«Во-первых, было бы целесообразно разработать методические указания по авторефератам диссертаций по историческим наукам, где, в частности, объяснить, что такое методология, что такое методы, и чем отличается объект от предмета. Я понимаю, что наши студенты должны осваивать подобные вещи на студенческой скамье, но часто этого не происходит по разным причинам, и в автореферате мы встречаем совершенно неадекватные формулировки. Во-вторых, текст диссертации должен готовиться на русском и английском языке. И в-третьих, отменить отзывы на авторефераты, заменить их таким же количеством отзывов, но непосредственно на диссертацию».
Председатель отделения РИО в Оренбургской области, заведующий кафедрой истории России Оренбургского государственного педагогического университета Сергей Любичанковский в своём докладе «От объединенного диссертационного совета к самостоятельному: практический опыт» выделил плюсы и минусы диссертационных советов разного типа. Кроме того, он подчеркнул преимущество самостоятельных диссертационных советов:
«Если поставить вопрос “Какой совет более эффективен?”, ответ будет очевиден — эффективен будет и тот, и другой. А вот с точки зрения управления действительно совет, организованный на базе одной организации, легче управляем».
По завершении секционной части форума состоялось подписание договора о сотрудничестве между Санкт-Петербургским институтом истории РАН и издательством «Наука». Сотрудничество предполагает совместную деятельность по развитию и популяризации исторических знаний в России. Так, издательство «Наука» становится соучредителем научного ежегодника «Вспомогательные исторические дисциплины», который издаётся в Санкт-Петербургском институте истории РАН с 1968 года и пользуется высоким авторитетом среди специалистов как в России, так и за рубежом. Участие издательства «Наука» призвано вывести этот научный сборник на новый современный уровень.
Итоги секционной работы были подведены на расширенном заседании Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России, состоявшемся в рамках форума.
Текст: Анастасия Димитриева.
Фото: Павел Попов (Тобольский пединститут им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ).