В СКФО созданы все условия для запуска национальных туристических маршрутов – как в отдельных субъектах, так и межрегиональных, охватывающих весь Северный Кавказ. О том, какие перспективы это несет регионам и местному турбизнесу на примере успешных кейсов других территорий, рассказали на туристическом форуме «Открытый Дагестан».
Зачем нужны национальные туристические маршруты
В Республике Дагестан состоялся туристический форум «Открытый Дагестан». На его площадке прошёл круглый стол «Национальные туристические маршруты в регионах СКФО: проблемы и перспективы» с участием представителей региональных администраций, регионального и федерального бизнеса, за «плечами» которых – успешные кейсы по запуску и реализации таких проектов.
Модератором мероприятия выступила исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР), сопредседатель Экспертного совета по определению национальных туристских маршрутов при Минэкономразвития России Майя Ломидзе.
Тема развития национальных туристических маршрутов на Северном Кавказе была поднята неслучайно. Как отметила Майя Ломидзе, Республика Дагестан – это единственный субъект в СКФО, в котором есть действующий национальный туристический маршрут, прошедший все этапы согласования в соответствии со всеми регламентами и приказами регулирующих ведомств.
По ее словам, на рассмотрение Экспертного совета поступило много маршрутов от регионов Северного Кавказа, претендующих на статус национальных, однако по ним «огромное количество доработок, которые так и не реализуются».
«Порядок есть порядок. Маршрут должен пройти весь легитимный путь, все этапы доработки и утверждения, как это сделали в Дагестане. Национальные туристические маршруты не являются обязательными для регионов. Это исключительно желание и свободная воля самого региона. Если такое желание есть, то Экспертный совет окажет максимальное содействие в формировании и реализации такого проекта, который принесет регионам серьезные преимущества», – подчеркнула г-жа Ломидзе.
Майя Ломидзе напомнила, что национальные туристические маршруты – это часть национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и один из важнейших индикаторов эффективности этого нацпроекта. Они продвигаются на федеральном уровне, привлекают в регионы дополнительные потоки, позволяют получить региональному бизнесу субсидии и гранты для обустройства туристической инфраструктуры.
«Региональным администрациям категорически не рекомендуется придумывать маршруты самим. Это не их задача. Для этого нужен туроператор. И для продажи тура, как и для правильной логистики, тоже нужен туроператор. А еще эксперты, которые приезжают в регион с целью тестирования маршрута. Они профессионалы и понимают, будет этот маршрут продаваться или нет», – констатировала исполнительный директор АТОР.
Экспертный тур помог Дагестану доработать свою заявку
О пути Дагестана к получению первого в истории туризма Северного Кавказа национального туристического маршрута рассказали заместитель министра по туризму и народным по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан Анна Безрукова и заместитель директора ООО «ДагТур» Назим Гасанбеков.
В национальном туристическом маршруте «Легенды Дагестана» представлены наиболее популярные этнокультурные, исторические, природные и экологические объекты республики. Маршрут протяженностью 926 км включает 19 точек показа, пять экскурсий, отдых на море и четыре мастер-класса по народно-художественным промыслам и гастрономии. В программе пятидневного тура – самый глубокий в Европе Сулакский каньон, в Дербенте – крепость «Нарын-Кала», старейшая на территории СНГ Джума-мечеть и самый большой в России мультимедийный фонтан.
Маршрут «Легенды Дагестана» создавался практически с «нуля»: работа над ним велась несколько лет при тесном взаимодействии региональных властей и бизнеса. В апреле состоялся экспертный тур, по итогам которого были даны рекомендации по улучшению туристического маршрута – в части дорог, обеспечения безопасности, подготовки персонала и др.
«Благодаря рекомендациям экспертов, маршрут «Легенды Дагестана» стал логистически правильно выстроенным, насыщенным и соответствующим всем требованиям национального. Мы успешно защитили нашу доработанную заявку в июле», – отметила Анна Безрукова.
Она также поблагодарила Экспертный совет за ценные советы и рекомендации, а также подчеркнула важность участия в совещании по итогам рамках экспертного тура всех ответственных органов власти и бизнеса.
«Такая синергия позволяет понять дальнейший алгоритм действий, в том числе, по устранению недостатков и быстрее выйти на финальную очную защиту заявки», – подчеркнула Анна Безрукова.
В ходе форума «Открытый Дагестан» местному туристическому сообществу были представлены и несколько успешных работающих кейсов национальных маршрутов в других регионах России, в том числе и межрегиональных (что особенно интересно для Северного Кавказа).
Успешный кейс межрегионального туристического маршрута: как работает «Государева дорога»
Как создавался и развивался национальный туристический маршрут «Государева дорога», проходящий по территории сразу четырех регионов – Тверской, Московской, Новгородской и Ленинградской областей, участникам круглого стола рассказали заместитель министра туризма Тверской области Надежда Выскубова и директор по развитию туроператора «Вокруг света» Александр Гагарин.
Как и представители Дагестана, Надежда Выскубова также назвала крайне важным взаимодействие региональных властей и турбизнеса – начиная от встречи с местными туроператорами и подготовки гидов до межрегионального соглашения с ежегодной дорожной картой по административным и финансовым мероприятиям.
Благодаря такой синергии у «Государевой дороги» появился общий проектный офис, состоящий из четырех отраслевых региональных департаментов и представителей турбизнеса, а также единый брендбук, товарный знак, общая маркетинговая стратегия и конкурентоспособная цена.
Кроме этого, проектный офис помог туроператорам законтрактоваться между собой и сделать контрактинг с объектами показа и размещения. Совместными усилиями была решена проблема гидов на маршруте: были проведены методические сборы по повышению компетенции специалистов с привлечением экскурсионного сообщества всех четырех регионов. Тверская область привлекает федеральные гранты на развитие туристической инфраструктуры, а также уже сама предлагает гранты и субсидии своим муниципалитетам, входящим в национальный туристический маршрут.
Если в 2021 году по «Государевой дороге» проехало 4,5 тыс. организованных туристов, то в уже в 2023 году путешествие по маршруту совершили около 6 400 организованных туристов и примерно 100 тыс. самостоятельных путешественников.
Сегодня «Государева дорога» – это две точки выезда (Москва и Санкт-Петербург) и пул из 12 туроператоров. Консолидатором национального туристического маршрута выступает туроператор «Вокруг света». Как пояснил Александр Гагарин, к туроператору-консолидатору в каждом регионе подключаются местные туроператоры на правах партнера с повышенной комиссией. Кроме того, региональные туроператоры под брендом «Государева дорога» могут самостоятельно разработать и запустить свои мини-программы и межрегиональные маршруты.
Г-н Гагарин подчеркнул важность совместного продвижения маршрута: так, общий логотип бренда могут использовать все партнеры, как и выступать под его эгидой на общим стенде на туристических выставках. Маршрут «Государева дорога» продвигает общий туристический портал, на котором представлены все туроператоры-участники проекта и их программы.
Как работают национальные маршруты в Самарской и Тюменской областях
О важности совместного продвижения маршрутов на примере взаимодействия региональных властей и турбизнеса в Самарской области рассказала генеральный директор ООО «Центр туристических программ «Пилигрим» Анна Тукмачева.
На территории региона с 2020 года проходит национальный туристический маршрут «Жигулевские выходные», который стал драйвером продвижения всего областного туризма, объединив как местных туроператоров, так и власти.
Например, с привлечением средств бюджета Самарской области проводятся рекламные и пресс-туры, издаются путеводители и туристические карты, создан видеоролик. В результате количество контента в СМИ, ТВ и соцсетях, рассказывающего о привлекательности отдыха в Самарской области выросло в разы. Увеличился и турпоток: если в 2021 году регион посетило 1,7 млн туристов, то в 2022 году уже 2,5 млн человек.
Национальный туристический маршрут «В Сибирь по своей воле» (туры от 2 до 7 дней) сегодня является главной визитной карточкой Тюменской области. По словам директора департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Марии Трофимовой, этот проект объединил областных участников туррынка: туроператоров, отельеров, транспортников.
По национальному туристическому маршруту утвержден график заездов в течение года, под который гостиницы предлагают специальные тарифы. Впрочем, наличие такого графика не мешает областным туроператорам работать и в другие периоды. Тюменская область активно проводит информационные туры, база которых – как раз объекты, входящие в национальный туристический маршрут.
Туры по тюменскому маршруту взяли на реализацию и федеральные туроператоры. В 2021-2022 годах на базе маршрута были организованы чартерные программы, а в этом году запущен и железнодорожный круиз. В 2021-2023 годах на национальном туристическом маршруте «В Сибирь по своей воле» приняли более 60 организованных групп. Это более 1600 гостей.
По словам Марии Трофимовой, крайне важным элементом реализации национальных туристических маршрутов является обучение отраслевых специалистов. «Это непрерывный процесс. Сегодня обучающие мероприятия проводятся по 4 направлениям: туроператоры, HoReCa, экскурсоводы и муниципальные образования. Предусмотрены стажировки в другие регионы. К настоящему моменту обучение по разным направлениям уже прошли 940 человек», – сообщила г-жа Трофимова.
Как добавила Мария Трофимова, национальный туристический маршрут – это живой механизм, поэтому в Тюменской области ежегодно проводится его инвентаризация и соответствующая работа с инфраструктурой. «Статус национального туристического маршрута как визитной карточки региона мотивирует на то, чтобы вся структура была рабочей», – резюмировала она.
Как полагает Майя Ломидзе, успешные кейсы взаимодействия региональных властей и бизнеса, представленные на круглом столе в Дагестане, послужат для субъектов и участников туротрасли в СКФО как источником вдохновения, так алгоритмом для решения проблем в процессе запуска национальных туристических маршрутов.
На Северном Кавказе есть все условия для запуска межрегионального маршрута
В ходе круглого стола обсудили и перспективы создания межрегионального маршрута по всему Северному Кавказу. По словам Майи Ломидзе, идея такого проекта появилась еще при Ростуризме: предполагалось, что недельный тур пройдет по территории пяти регионов, в каждом из которых туристы проведут 1 или 2 ночи. Однако к общим договоренностям субъекты СКФО так и не пришли.
Как подчеркнула г-жа Ломидзе, реализация межрегиональных маршрутов – это сложная история как с точки зрения организации, продвижения, распределения функционала между регионами, так и создания единого образа и идеи.
«Важно создать понимание, что турист едет из одного региона в другой, но по одному маршруту. В проекте «Государева дорога» это получилось: шестидневный маршрут разбивается на отдельные участки. Т.е. можно поехать только по одному региону, а можно по 2-3 регионам. Это такой гибкий конструктор, который понятнее и проще продавать. На Северном Кавказе пока такого продукта не получилось: предложения от субъектов СКФО не стыковались между собой. Но алгоритм уже есть: по примеру «Государевой дороги» можно объединить отдельные отрезки в большой маршрут по всему Северному Кавказу», – констатировала Майя Ломидзе.
В Дагестане готовы взяться за такой большой проект. Туроператор «ДагТур» при участии туроператоров из других регионов Северного Кавказа готов проработать и сформировать межрегиональный маршрут, который сможет претендовать на статус национального.
«Это возможно при одном важном условии. Все заинтересованные компании должны быть готовы к максимальному включению в эту работу», – отметила Анна Безрукова.
Майя Ломидзе поддержала инициативу Дагестана.
«Нужно соглашение между регионами, как и работа с региональным бизнесом. Маршрут должен быть продаваемым и такой турпродукт есть. Его можно подать на статус национального», – резюмировала она.
Текст: Елена Мягкова.
Фото из открытых источников.