О преступлениях нацизма в Восточной Пруссии на территории современной Калининградской области рассказывают архивные документы, размещенные в федеральном архивном проекте «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».
Кенигсберг считался неприступной и самой мощной крепостью Европы того времени, а Восточная Пруссия – хорошо укрепленной провинцией Третьего рейха – «логово зверя». На небольшой территории действовало более 40 нацистских концлагерей для военнопленных и насильственно угнанного на работу в Германию мирного населения из оккупированных областей. На территории современной Калининградской области во время войны нацисты устроили сортировочный пункт для распределения людской силы, в концлагерях и лагерях временного содержания находились военнопленные, мирные граждане разных национальностей. Восточная Пруссия стала центром работорговли и использования принудительного труда, местом жестоких преступлений против мирного населения.
В Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) хранятся акты комиссий воинских частей, которые, освобождая населенные пункты Восточной Пруссии, обнаруживали массовые захоронения убитых немецко-фашистскими захватчиками мирных граждан, имеются фотографии, собранные свидетельские показания местного населения. В проекте размещены документы об уничтожении 4 тыс. человек на берегу Балтийского моря в г. Пальмникен (совр. пгт Янтарный), в местечке Куменен (совр. пос. Кумачево), показания немецкого военнопленного В. Фенцеля об условиях содержания советских военнопленных в лагере «Гумбиннен» (совр. г. Гусев) и другие документы.
Комплекс документов Российского государственного военного архива (РГВА) о преступлениях германской администрации и карательных органов в отношении гражданского населения и военнопленных на территории Восточной Пруссии выявлен в фонде 451п «Оперативный отдел управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР».
Документы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) раскрывают страшную картину массового уничтожения нацистами людей в районе янтарного карьера в Пальмникене (совр. поселок Янтарный). Бургомистр Пальмникена собрал свидетельские показания жителей города и передал их представителям Красной армии. 25 января 1945 г. в сильный мороз по шоссе из Кенигсберга в Пальмникен (расстояние около 50 км) эсесовцы гнали колонну людей примерно в 4000 человек – «марш смертников», так впоследствии это назовут.
Бургомистр сообщал: «Большая часть этих людей, достойных сожаления, были расстреляны в дороге, не выдержав жестокого обращения мучителей, голод, холод, избиение прикладами… Дорога была покрыта не только трупами, но и лужами крови и частями человеческих черепов. С этих 4000 человек с большими усилиями прибыло в Пальмникен около 3000 человек… Особенно эсесовцы, которые конвоировали этих людей, показали кровожадность и отсутствие границ сознания».
Явившиеся добровольно к бургомистру Пальмникена Курт Бишоф и его жена Маргарита Бишоф дали следующие показания: «В свое время их было 5000 человек, работали они в Ясау, на корабельном заводе в Шихау и в некоторых других местах, среди них были евреи и политические заключенные. В конце января 1945 г. они были собраны в Кенигсберге и его окрестностях. Сбором и обработкой руководил некий правительственный советник доктор Орентег*, а также доктор Бернер*, Ивнермия* [имена неразборчиво написаны в документе]. Все трое из перечисленных, без исключения, жили в Кенигсберге и сотрудничали с тайной государственной полицией (гестапо). После того, как здание гестапо было разбомблено, они состояли в той же самой должности в полицейской префектуре. Соприкасавшиеся с тремя вышеназванными лицами сообщали, что уже 22 января несчастные люди должны быть истреблены дьявольским способом».
Чиновник по учету актов гражданского состояния в Пальмникене Бруно Крек рассказал: «27 января до полудня я видел как на телеги и сани грузили людей, убитых по указанию национал-социалистического правительства в ночь с 26 по 27 января 1945 г. и свозили в Пальмникен. <…> Я лично обеспечил продовольствием, деньгами и одеждой одну женщину из числа этих несчастных людей, которая искала у меня приюта. Ей, как и всем жертвам, были нанесены тяжелые раны и побои. <…> Тяжело раненая и окончательно изнуренная женщина рассказала мне, что она еврейка из Варшавы, и что вместе со многими тысячами своих единоверных подруг была заключена в лагерь около Хохенштайна. Она рассказала дальше, что вместе с другими ее подругами она была угнана из этого лагеря при страшнейших морозах и снежных заносах сначала в Кенигсберг, а оттуда в Пальмникен пешком». Из свидетельских показаний соседа Бруно Крека известно, что сбежавшей из колонны женщине не удалось спастись, ее, как и других, в ходе рейда настигли эсесовцы и застрелили.
Первый секретарь общинного управления Пальмникена Рудольф Фольгер показал: «Несчастные, еще в живых, были согнаны к зданию управления Пальмникен и обеспечивались питанием. На питание было поставлено 3000 человек. Это вполне возможно, что к тому времени число несчастных людей было уже менее 3000. После того, как эти несчастные люди просидели 8 дней в слесарных мастерских, были они ночью все выгнаны к морю, где направились по направлению в Пиллау вдоль морского берега».
Проживающий в Заргенау Гейнц Пиперейт свидетельствовал, что 5 февраля 1945 г. ночью на берегу в направлении на Заргенау было много пехотной стрельбы. «На следующий день… я пошел на берег и узнал, что из Пальмникена в Пиллау в сопровождении эсесовцев должны были гнать много мужчин и женщин. <…> По моему мнению, несчастные люди, которых выгнали из завода Пальмникена на берег с 5 на 6 февраля 1945 г., были так внезапно подняты, что они даже не могли одеться, это может быть предположительным, так как часть убитых людей у Заргенау не имели совершенно огнестрельных ран. Они окоченели и умерли. <…> Я наблюдал также как много людей были выброшены морем». Точно установлено, что в ночь с 5 на 6 февраля 1945 г. эсесовцы расстреливали людей на берегу, часть из них загоняли в море. Море еще 14 дней после этого преступления выносило тела к берегу. «Я также убедился, - продолжал свидетель, - что тела лежали и были выброшены морем не только около Заргенау, но и на всем протяжении по берегу Пальмникена до Ротенена».
Комиссия под председательством заместителя начальника политотдела армии гвардии полковника Хабровицкого обнаружила в 300 метрах южнее янтарного завода во рву трупы 263 замученных и расстрелянных людей: одежда трупов представляла собой рваные лохмотья лагерного образца, полосатая, с нашитыми номерами на груди, с шестиконечными звездами на спине и рукаве; у большинства – обувь деревянная (колодки), у части – ноги завернуты в тряпки.
На кадрах фронтового выпуска кинохроники «В логове зверя», снятой кинооператорами 2-го и 3-го Белорусских фронтов «вереницы освобожденных людей идут на восток: украинцы, белорусы, женщины из-под Ленинграда, из-под Воронежа, из-под Орла. Как радостен час встречи! Вчерашние невольники плачут от счастья, целуют красноармейцев. Идут военнопленные американцы и англичане, французы. Долго они томились в лагерях, обнесенных колючей проволокой. Красная армия освободила их. Перед ними открыт путь на Родину».
Исторические события:
Янтарный Калининградской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.