Большинство путешествующих россиян ездят отдыхать семьями или парами. Состав туристов предсказуемо зависит от сезона и типа выбранного отдыха, но некоторые туроператоры отмечают небольшой рост спроса на поездки в одиночестве. Статистика участников рынка и данные опроса туристов совпадают: поодиночке ездят около 15% путешественников.
Ранее на этой неделе СМИ, опираясь на данные одного из агрегаторов туров, написали, что целых 66% россиян «хотели бы» провести отпуск без своего партнера или вовсе в одиночестве.
Но здесь, как и во многих такого рода «новостях», авторов подвела опора на данные всего лишь одного источника, не совпадающие с рынком. Кроме того, важно отметить, что «провести отпуск» – еще не значит, что в одиночестве они будут именно путешествовать. Последние данные ВЦИОМ отчетливо свидетельствую, что 84% наших соотечественников, к сожалению, в принципе никуда кроме дачи не ездили этим летом.
На самом деле на туристическом рынке все устроено иначе, чем в «исследовании агрегатора». В АТОР опросили разных туроператоров – и крупных, и средних, и внутренних, и выездных. И выяснили, как обстоит ситуация с «одиночками» на самом деле.
В основном на отдых туристы ездят вдвоем.
По данным туроператоров, российские туристы преимущественно отправляются на отдых вдвоем. У разных компаний данные на этот счет отличаются, но средний показатель – в районе 40%. Причем в данном случае это могут быть как семейные пары, так и пары друзей.
Еще около 30% туристов путешествует всей семьей – с детьми. Остальные бронирования у туроператоров приходятся на другие варианты: большие компании, семьи в расширенном составе и так далее.
«Примерно 40% туристов – это пары, 35% – семьи с детьми, 25% – это молодежь компаниями», – рассказали «Вестнику АТОР» в ICS Travel Group.
«По нашим наблюдениям, в основном на отдых туристы отправляются в составе двух взрослых с ребенком или просто 2 взрослых. Семьями 2+2 ездят реже, чем втроем», – говорит директор департамента рекламы и PR «Русский Экспресс» Анна Филатовская.
Состав путешественников предсказуемо зависит от направленности отдыха. Например, экскурсионный отдых приобретают в основном пары, говорит директор департамента продвижения и рекламы туроператора BSI Group Иветта Вердиян. Поэтому среди клиентов туроператора преобладают пары. А у туроператоров, более сконцентрированных на пляжном отдыхе, выше доля семей с детьми.
На долю одиночек в среднем приходится порядка 15-20% бронирований. Конечно, с учетом сезона и типа выбранного отдыха эти цифры могут колебаться в ту или иную сторону: в экскурсионном и санаторном туризме их больше, в пляжном – намного меньше и т.п.
Как бы то ни было, доля одиночек остается стабильной с допандемийных времен – тогда она не превышала 12-20% в зависимости от направления (при этом доля «одиночек» выше среди путешествующих по России).
Вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, объясняет: так как демографические пропорции почти не меняются, состав путешественников тоже остается в целом неизменным все последние годы, хотя отдельные небольшие колебания и могут иметь место от сезона к сезону. Г-н Ромашкин также отмечает, что доля одиночек в среднем выше среди возрастных путешественников и людей, которые едут в санатории.
Некоторые туроператоры отмечают рост спроса на поездки в одиночестве и большими семьями.
Тем не менее, некоторые туроператоры уже отмечают пока незначительный, но все же рост доли путешествующих в одиночку.
«В общем объеме наших бронирований поездки в одиночку составляют 16%. Сравнивать с прошлым годом пока не совсем корректно, поскольку итоги этого будут только в начале января, но предварительно можем спрогнозировать, что доля пар и семейных путешественников сохранится на уровне прошлого года или будет немного ниже, а по размещению 1 взрослый уже есть рост на 4%» – говорят в пресс-службе Anex.
В «Русском Экспрессе» отмечают, что это также зависит от направления: например, в этом году вырос процент путешественников, которые отправляются без детей или поодиночке в страны Азии.
А вот в Pegas Touristik, напротив, заметили тренд на большие семьи. Впрочем, это может объясняться ассортиментом и маркетинговым фокусом компании.
«Я бы отметила, что стали чаще ездить большими семьями, в которых члены семьи – разных поколений. Это особенно заметно на пляжных направлениях – говорит Анна Подгорная, генеральный директор туроператора.
Статистика туроператоров почти совпадает с данными опроса туристов.
Очень похожие на данные туроператоров результаты получены в ходе опроса в телеграм-канале АТОР.
42% наших подписчиков отдыхают парами. Причем доля в 32% приходится на пары семейные или пары возлюбленных, а доля в 8% – на пары друзей.
Ровно треть опрошенных ездят отдыхать с детьми, 5% – в расширенном составе, вместе с другими родственниками, и 3% – с ребенком, но без других взрослых. То есть детей так или иначе берут на отдых 38% туристов.
Только 14% путешествуют в одиночестве и 6% – компанией.
Туристы хотели бы отдыхать в другом составе, если бы могли.
Есть, впрочем, немаловажный нюанс. Некоторые подписчики справедливо отметили, что хотели бы путешествовать одним составом, но вынуждены – другим. Поэтому можно предположить, что данные о том, как туристы хотели бы ездить, если бы на них не влияли иные обстоятельства, могли бы отличаться.
Так что вполне возможно, что данные растиражированного СМИ опроса о «66% одиночек» и отражают только «желания», а не реальные бронирования.
А желаемое туристами (то, что они ищут при подборе тура в интернете) вовсе не всегда совпадает с действительностью (реально купленными турами).
Текст: Екатерина Тропова.
Фото из открытых источников.