На заводе «Коммунар» в Запорожье 1 октября 1960 года сошел с конвейера первый автомобиль ЗАЗ-965, знаменитый «Запорожец». За десятилетия после этого возникло новое название завода, появлялись новые модели, а в 90-х и вовсе было прекращено производство. Но этот своеобразный автомобиль эконом-класса до сих пор известен каждому на всем постсоветском пространстве.
Запорожец - марка советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в городе Запорожье, позднее - Запорожский автомобильный завод, в 1960-1994 годах входивший в производственное объединение «АвтоЗАЗ».
Все автомобили «Запорожец» имели ряд характерных особенностей конструкции: заднемоторная компоновка с продольным расположением консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колесной базы, кузов типа «двухдверный седан», V-образный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением, независимая подвеска всех колес, автономный бензиновый отопитель салона. Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год.
Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично-независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был Fiat 600, тем не менее, уже на уровне первого опытного образца - Москвич-444 - конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля.
Кузов - четырехместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стеклами, приваренными передними крыльями. Двери открываются назад, а не вперед. Двигатель - редкого в мировом автостроении типа, четырехцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колеса - задние. Размер шин - 5,20-13. ЗАЗ-965 изготавливался в экспортном и инвалидном исполнении.
На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей - впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1800 руб.
По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1000 бутылок водки по 1,80 рублей. Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране. Современная стоимость ЗАЗ-965 на вторичном рынке очень сильно разнится в зависимости от продавца и сохранности автомобиля, составляя от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов.
Фото: PastVu.