Каждый бумажный переплет - история про ее автора, героя и читателя, но еще потаенный смысл и дивная мелодия. Акцент на звуках намеренно делают создатели проекта "Книга и музыка" из Антропошколы Тюменского госуниверситета. Второй сезон образовательной программы во дворе Соборной мечети Тюмени они начали не случайно: под татарские песни презентовали увесистую метрику юрт Тобольской губернии 1907-1909 годов. Земля сделала порядочное число оборотов, прежде чем вернуть пожелтевшие записи о бухарцах в место их обитания.
У метрики должны появиться меценаты, которые пожелают ее отреставрировать.
В прошлом учебном году коллектив Антропошколы задумал знакомить горожан с уникальными образцами из фонда редких книг вузовской библиотеки. Стартовали с музыкальными фельетонами московского критика Осипа Левенсона. Когда руководитель проекта ведущий научный сотрудник Софья Щербич обнаружила пухлую, уже рассыпающуюся татарскую метрическую книгу, стало ясно: проекту нужна наибольшая огласка.
Бухарцы принесли тюменским татарам светское образование и особую культуру.
В хранилище метрика попала в 2005 году. Долгое время лежала невостребованной: во-первых, про нее мало кто знал, во-вторых, не могли прочитать - современные татары практически не владеют языком стариков. Пригласила Софью с ее сокровищем в район Тюмени под названием Янаул организатор культурных и краеведческих событий Альмира Гумерова. Цель благородная - помочь жителям бывшей Бухарской слободы отыскать корни, пересчитать листья на семейном древе.
- В официальных документах бухарцев нет почти сто лет - последнее упоминание датируется 1926 годом… Но все мои соседи - Хусаиновы, Якубовы, Ташкаевы, Канафеевы, Ахметшины, Ибрагимовы - помнят, как они попали в Тюмень. Это потомки выходцев из Средней Азии - они пришли 400 лет назад караванами и принесли светское образование и особую культуру, - перечисляет Альмира ханум.
Надо сказать, до XX века район был поделен на юрты - Шабабинские и Матияровские, в 1923-м он стал Янаулом, входящим в Тюменский район, а к городу примкнул в 1960-м. До революции на 112 дворов приходилось две мечети и три школы. Зампредседателя духовного управления мусульман Тюменской области Динар Нафиков, кстати, пока единственный, кто смог понять рукопись, рассказал: приход, судя по метрической книге, был внушительный - почти 500 человек. Информация систематизировалась в особом порядке: сначала усопшие, потом разводы, далее браки и рождение детей. Среди причин смерти часто встречается скарлатина, расставаний - "нет любви" и "ходит в гости к инородцам", к свадьбам приписывали размер калыма... Какие благодатные темы для научного поиска!
Софья Щербич настаивает, что у метрики должны появиться исследователи из народа, впрочем, как и меценаты, которые пожелают ее отреставрировать. Изучать рукопись можно как в электронном виде - ее успели оцифровать, так и в бумажном, но обязательно в белых перчатках.
Текст: Ирина Никитина. Российская газета.
Фото из открытых источников.