С 1 сентября вступило в силу постановление об утверждении правил локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории России. Разработанный Минсельхозом документ направлен на снижение риска утраты компетенции в области селекции и семеноводства основных сельхозкультур, а также на преодоление технологической зависимости отечественного сельхозпроизводства от импорта. Правила также регулируют взаимодействие российских компаний с иностранными. Так, доля зарубежных игроков в совместных предприятиях должна быть не больше 49%.
Данный документ прописывает регламент дальнейшей работы иностранных производителей семян на территории страны, комментирует генеральный директор компании «Штрубе Рус» Олег Ткаченко. «Вопрос ставится однозначно: если компания заинтересована в работе в России, она должна соблюдать все требования нового постановления, - говорит он. – Компанией Strube многое уже сделано в плане локализации производства семян, и многое еще предстоит сделать. Наша компания заинтересована в работе на рынке страны, поэтому будем и дальше двигаться в этом направлении».
Несмотря на непростую политическую и экономическую ситуация посевная кампания 2023 года прошла для «Штрубе Рус» удачно. План продаж по семенам сахарной свеклы был выполнен на 110%, подсолнечника - на 140%. Весь семенной материал был доставлен клиентам в срок, хотя определенные трудности с логистикой все-таки были, признает Ткаченко. «Однако, мы начали ввоз семян раньше обычного, и за счет этого нам удалось доставить всю продукцию для наших покупателей вовремя, - делится он. – В текущих условиях вопрос логистики становится одним из основных, на который мы обращаем особое внимание, держим его на постоянном контроле, мониторим новые правила ввоза, так как здесь довольно часто происходят изменения и появляются нововведения».
Другими факторами, которые так или иначе влияли на бизнес, были вопросы резкого повышения курса евро и увеличение стоимости производства семян в Европе из-за дорогого газа, а также высокой инфляции, продолжает Олег Ткаченко. По его словам, эти изменения дают о себе знать сразу и клиенты на них быстро реагируют. Однако данные вопросы меняют рынок и в среднесрочной перспективе производителям придется перестраивать бизнес, выстраивать новые цепочки поставок, искать новые места производства и партнеров. «В горизонте трех-пяти лет рынок все это еще почувствует и будет постепенно перестраиваться», - считает топ-менеджер.
Что касается спроса на семена Strube, то он остается высоким. Особенно быстро сейчас развивается направление подсолнечника, которое компания активно продвигает последние семь лет. «У нас подобралась достаточно сильная и стабильная линейка гибридов, - рассказывает Ткаченко. - Мы видим высокий спрос со стороны клиентов, особенно на гибриды, поэтому уделяем этому направлению особое внимание и развиваем размножение данных гибридов и непосредственно на территории России». На сегодняшний день уже более 60% размножения семян подсолнечника происходит в России. В ближайшие годы этот показатель будет доведен до 100%. Мы стремимся к этому и постараемся осуществить как можно скорее.