Профицит перевозки, начало снижения цен на авиабилеты, возвращение классической конкуренции туроператоров, падение курса рубля и не только. Вице-президент АТОР подвел итоги летнего сезона, назвал ключевые направления и тренды в туризме в 2023 году и спрогнозировал для турагентов возможное развитие событий на рынке в первой половине 2024 года.
Генеральный директор туристического холдинга «Русский Экспресс» и вице-президент Ассоциации туроператоров (АТОР) Тарас Кобищанов в ходе прошедшего в четверг ежегодного форума компании для турагентов «ТрЭволюция 2023» выступил с масштабным анализом процессов, происходящих на туристическом рынке России.
Говоря о трендах туристического рынка, которые отличают 2023 год от прошлого года, г-н Кобищанов выделил основных черт, характеризующий для турбизнеса рыночный фон в сегменте выездного туризма.
О росте цен на туристическом рынке в 2023 году.
Цены. В среднем они выросли на 30%, в некоторых сегментах и больше. Отдых стал для большинства россиян существенно дороже. На это влияют как логистические и геополитические факторы, так и падение курса рубля по отношению к доллару и евро, а также в целом состояние экономики. При этом цены и средний чек растут не только в выездном туризме.
«Интересное наблюдение: если замерять курс рубля августе 2022 и 2023 года, рубль обесценился на 73%. При этом по сравнению с 2022 годом средний чек на Турцию повысился на 13%, на Египет – на 17%, а рост среднего чека год году на туры в Россию/Абхазию, которые находятся в рублевой зоне составил +29–33%.
По мнению эксперта, скорее всего туры весной будут дороже из за ослабления рубля, но Россия и Абхазия тоже будут дорожать – уже из-за растущего спроса.
В выездном туризме, отметил г-н Кобищанов, на спрос действует сразу несколько факторов. С одной стороны, в страны шенгена, которые усиленно «отгораживаются» от России, и куда объективно стало труднее попасть, все еще ездят: по данным МТС это 5% всего выездного потока.
«Это не столь уж малый объем, и за эту долю потока туроператорам и агентам объективно все еще стоит побороться», – считает вице-президент АТОР.
Турция стала менее востребованной из-за неоправданного роста цен.
С другой стороны, доля Турции, основного массового выездного направления в России, из-за роста цен на туры существенно снизилась – как по сравнению с 2019 годом, так и с 2020-21 годами. Она в 2023 году составляет, по тем же данным МТС, уже всего 26% от общего потока выезжающих за рубеж (со всеми целями визита).
Если сравнивать с 2019 годом, то спрос в России на летнюю пляжную Турцию (то есть за исключением «транзитного» Стамбула, на который пришлось в этом году уже более миллиона поездок, по большей части транзитных) упал на 40%.
Сами турецкие отельеры в профильной прессе уже открыто признают, что их ожидания по российскому рынку не оправдались. В ряде турецких отелей из-за недозагрузки летом начались заметные сокращения персонала, что приводило к падению уровня сервиса и недовольством туристов.
«Вызывает удивление, что в этой ситуации ряд турецких экспертов поспешили... обвинить самих россиян: мол, они покупают жилье в Анталье и сдают его своим соотечественникам. Но причина уменьшения количества отельных туристов не в этом», – отметил г-н Кобищанов.
Мало того, что масштаб такого явления не мог серьезно повлиять на отельный рынок Турции, но и главное тут в другом: все дело именно в ценах отелей. Надо честно признать, что именно они и стали причиной низкого спроса в этом году, а не некие «серые» арендодатели (к услугам которых если и прибегали россияне, то как раз потому, что отельный отдых стал им не по карману).
Уже 80% туристов ездят за границу с помощью туроператоров и турагентов.
Усложнение авиасообщения и трудности туристов в оплате услуг за рубежом из-за блокировки российских карт заставляют туристов все чаще обращаться к турагентам и туроператорам.
«Если в 2022 году около 60% туристов на выездных направлениях приходились на долю туроператоров, то в 2022 году их, по нашим оценкам, уже не менее 80%», – сообщил Тарас Кобищанов.
При этом на внутреннем рынке туроператоры ощущают возрастающую конкуренцию со стороны отельных онлайн-агрегаторов, все более успешно замещающих ушедший Booking: если в 2022 году 49,3% туристов бронировали отели напрямую на их сайтах, то в 2023 году – только 44,2 %.
Дефицит авиаперевозки за рубеж сменился ее переизбытком.
Авиасообщение серьезно расширилось по сравнению с 2022 годом: в июне 2022 года россиянам были доступны прямые рейсы в 22 страны, в июне 2023-го – уже в 36 стран. Активно идет выкуп самолетов у иностранных лессоров и вывод бортов из регистра Бермуд, что позволяет летать по миру все большему количеству российских самолетов.
Если в I полугодии 2022 г. за рубеж перевезли 17,5 млн пассажиров, то в этот же период 2023 года – уже 19,3 млн. При этом, как особо подчеркнул Тарас Кобищанов, надо учитывать, что в статистику 2022 года входят январь и февраль, когда прямые рейсы были более чем по 70 направлениям, а весной и в сентябре 2022 года летела за рубеж масса «релокантов».
Поэтому, что касается объемов 2023 года, здесь налицо существенное увеличение именно туристической перевозки. В итоге туристические потоки за рубеж, хотя все еще и меньше на 45%, чем в 2019 году, по сравнению с 2022 годом выросли на 38%, отметил вице-президент АТОР.
«Дефицит авиаперевозки на зарубежных направлениях, характерный для 2022 года сменился ее профицитом, переизбытком. Это не могло не отразиться на стоимости авиабилетов: по сравнению с 2022 годом сейчас билеты в Турцию стоят на 14% дешевле, а в ОАЭ – на 20%. В среднем по рынку, авиабилеты по зарубежным направлениям в эконом-классе за год подешевели на 23%, в бизнес-классе – на 7%», – подчеркнул г-н Кобищанов.
Как следствие, говорит эксперт, у туроператоров исчез дефицит предложения, который позволял им успешно зарабатывать в 2022 году. Рынок вернулся к модели конкуренции, которая была характерна для «доковидных» времен – с горящими турами и соревнованием по цене.
«О возвращении к нормальной модели конкуренции на туроператорском рынке говорит, в частности то, что курс конвертации доллара и евро у туроператоров вернулся к норме и не превышает 3%, в то время как в 2022 году он мог доходить и до 15-17%. На рынке возобновились такие явления, как горение туров, классические «ценовые войны» и «перетягивание» турагентов», – отметил Тарас Кобищанов.
Текущая ситуация с авиаперевозкой также влечет развитие сегмента GDS туров и систем динамического пакетирования из-за снижения цен на билеты.
Изменение потребительского поведения российских туристов.
Туроператоры видят серьезное изменение потребительского поведения россиян в выездном туризме.
«Важнейшими тенденциями на рынке стало «вымывание» с него бюджетного сегмента, а также уменьшение доли семей с детьми: все меньше представителей российского среднего класса могут позволить себе свозить детей на море в ту же Турцию. Мы видим очень серьезное сокращение доли семейных туристов этим летом», – сказал Тарас Кобищанов.
Эти тенденции также сопровождаются падением продаж отелей уровня 3* на зарубежных направлениях. С одной стороны, туристы понимают, что сэкономить на 3* сильно не получается, и готовы доплатить за отели 4* и 5*, с другой – масса клиентов, ездивших в отели 3* ранее, уже не могут позволить себе даже их с новыми ценами.
При этом российские обеспеченные туристы готовы доплачивать туроператорам и турагентам за дополнительный комфорт: бизнес-класс, индивидуальные трансферы, бизнес-залы, индивидуальные экскурсии и прочие такого рода сервисы.
«У той аудитории, которая осталась на рынке выездного туризма, а это теперь в основном люди с достатком выше среднего, есть острая потребность в новых направлениях. Они в прямом смысле устали летать на Мальдивы, в люксовые отели Турции и Эмиратов. Расширение возможностей динамического пакетирования дает турагентам в руки инструмент для удовлетворения потребностей таких клиентов в новых для них направлениях», – говорит Тарас Кобищанов.
Эксперт подчеркнул, что многие и таких обеспеченных клиентов сейчас вынужденно переориентировались с закрытых западных направлений, а «новые» они не знают, и им действительно нужна консультация профессионального турагента.
Что делать турагентам в изменившихся условиях.
Турагенты в 2023 году объективно столкнулись с потерей части прежних клиентов – для одних отдых стал слишком дорог, другая часть релоцировались, третьи стали невыездными.
В то же время, подчеркивает вице-президент АТОР, в 2022 и 2023 году у турагентов налицо увеличение доходности с каждого тура, чему доказательством служит выросший средний чек тура. Турагенты могут заработать больше, чем раньше, при меньшем количестве клиентов. Нужно лишь индивидуализировать свое предложение, расширить его.
Оставшимся туристам на зарубежных направлениях турагенты стали нужнее, чем ранее, подчеркивает он. Решение вопроса с бронированием трансферов, билетов, оплаты услуг за границей и прочие дополнительные сервисы и сопровождение путешествия – то, что может сделать профессиональный турагент для своего клиента. Нельзя ограничиваться продажей стандартных пакетов операторов.
Особое внимание Тарас Кобищанов обращает на возможности индивидуализации предложений турагентов, за счет которых можно выделиться на рынке дополнительной ценностью, а не скидкой, не играя в «ценовые войны» с соседними агентствами.
В этом отношении, резюмировал он, учитывая текущую ситуацию с перевозкой, турагенты должны обратить свое внимание на системы динамического пакетирования.
Такие инструменты позволяют конструировать онлайн персонализированные турпакеты для каждого клиента, при этом зачастую ценовые предложения по ряду направлений в них гораздо выгоднее, чем у отельных агрегаторов или даже чем в «стандартных» операторских турпакетах.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР