24.09.2023 08:54
Новости.
Просмотров всего: 16480; сегодня: 6.

24 сентября 1938 года стартовал женский беспосадочный авиаперелет

24 сентября 1938 года стартовал женский беспосадочный авиаперелет

На самолете АНТ-37 «Родина» 24-25 сентября 1938 года экипаж в составе командира - Валентины Гризодубовой, второго пилота - Полины Осипенко, штурмана - Марины Расковой совершил беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток, Керби, район Комсомольска-на-Амуре, протяженностью 6450 километров. В ходе перелета, длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полета.

За выполнение перелета и проявленные мужество и героизм Гризодубовой, Осипенко и Расковой 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

В середине 1930-х годов советские летчики били мировые рекорды один за одним, шли на все более сложные беспосадочные перелеты. В 1937 году Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку.

Женщины отставать категорически не хотели. План полета с женским экипажем к тому времени был у одной из лучших советских летчиц Валентины Гризодубовой. Тем же летом 1938 года Гризодубовой удалось получить разрешение на беспосадочный перелет по маршруту Москва - Дальний Восток.

У Гризодубовой была серьезная конкурентка - Полина Осипенко. Как у одной, так и у другой было на счету несколько мировых рекордов. Скептики сомневались, что Гризодубова и Осипенко смогут работать в одном экипаже, однако предложение Полине стать вторым пилотом у извечной соперницы все-таки было сделано. Осипенко на предложение ответила телеграммой: «Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелете».

Третьим членом экипажа стала опытный штурман Марина Раскова, к тому времени тоже принимавшая участие в нескольких рекордных полетах. Самолет АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щелкове 24 сентября 1938 года. Сказать, что полет складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести самолет штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.

Затем началось обледенение. Чтобы сбить лед с лопастей пропеллера, летчицы до предела увеличили обороты винта. Самолет летел в условиях почти непрекращающейся болтанки. После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе. В этих условиях летчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности все-таки удалось вырваться, оказалось, что самолет летит уже над Охотским морем.

Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось все меньше - у самолета заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге. Но такой вариант грозил верной смертью штурману, находившейся впереди в стеклянной кабине. Марина Раскова получила приказ прыгать с парашютом.

После того как Раскова выпрыгнула, Гризодубова и Осипенко совершили вынужденную посадку на болото в верховьях таежной реки Амгуни. Где именно села «Родина», не знали ни сами летчицы, ни те, кто следил за перелетом. На поиски самолета были подняты летчики-мужчины, таежные охотники, военные.

Полет завершился 25 сентября 1938 года, а нашли летчиц лишь несколько дней спустя. Причем мужское рвение привело к трагедии. Над местом, где «Родина» совершила вынужденную посадку, 4 октября 1938 года столкнулись два самолета, участвовавших в поисковой операции - «Дуглас» и ТБ-3. Жертвами катастрофы стали 15 человек, включая напарника Коккинаки по недавнему перелету Москва - Дальний Восток Александра Бряндинского.

На поиски были мобилизованы свыше пятидесяти самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Нашел самолет 3 октября экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром Михаилом Сахаровым. 6 октября около 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет до морозов на болоте, двинулись к реке Амгунь, через поселок Кербь в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск.

Из Хабаровска в Москву следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Судьба первых женщин, получивших самое высокое звание в СССР, сложилась по-разному. Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полеты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. Ей был 31 год.

Марина Раскова в годы Великой Отечественной войны стала одним из идеологов создания женских летных боевых частей, сформировав авиагруппу из трех женских авиаполков, командиром одного из которых стала она сама. Раскова погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелете на фронт после переформирования. Ей было 30 лет.

Валентина Гризодубова в годы войны командовала 101 авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. После демобилизации работала в гражданской авиации, занимаясь вопросами испытаний радиоэлектронной аппаратуры. Командира легендарной «Родины» не стало 28 апреля 1993 года. Ей было 83 года.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: rus.team/events/startoval-rekordnyy-zhenskiy-aviaperelet-po-marshrutu-moskva---dalniy-vostok
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...