В Соломбальской верфи 18 сентября 1693 года императором Петром I заложен торговый корабль, малый 24-пушечный фрегат «Святой Апостол Павел». Постройкой судна руководили голландские мастера Никлас Вилим и Ян Ранс. Пушки были отлиты на заводе в Олонце также лично Петром I. Кроме того, государь собственноручно выточил такелажные блоки судна. «Святой Павел» получил «проездную грамоту» на право заграничной торговли и ходил под трехцветным флагом.
После того как Петр I получил определенный опыт в строительстве и управлении кораблей на Переславском озере, он в 1693 году отправился на Белое море в город Архангельск. До Вологды царь добирался сухим путем, затем со свитой на 6 баркасах и к началу августа прибыли на место.
Через 2 дня юный царь уже вышел в море на купеческом голландском судне в сопровождении 12-пушечной яхты «Святой Петр», построенной к его приезду в Холмогорах. Петр прошел на судне около 300 миль, после чего на яхте вернулся в Архангельск. Первое морское путешествие Петра I продолжалось всего 6 дней, но запомнилось ему на всю жизнь.
Для активизации строительства больших торговых судов на севере России Петр в ходе этой поездки основывает ниже Архангельска на острове Соломбаль новую верфь, на которой 18 сентября 1693 года собственноручно закладывает первое судно и сразу уезжает в Москву.
За постройкой судна следил архангельский воевода Апраксин. На ней работали иностранные и русские мастера, при руководстве голландских судостроителей. К маю следующего года, к новому приезду Петра в Архангельск судно было готово. Петр Алексеевич сам осуществил его спуск в Двину и назвал «Святым Апостолом Павлом».
Военное судостроение на Соломбальской верфи началось с 1702 года строительством для создаваемой Беломорской флотилии двух 12-пушечных фрегатов, а также 26-пушечного фрегата. В 1710 году были спущены на воду два 32-пушечных фрегата. До 1725 года на Соломбальской верфи было построено 126 судов 12 типов.
С 1800 года строительство кораблей в Архангельске сократилось. В 1800-1850 годах было построено лишь 48 линейных кораблей. Из-за недостатка лиственницы корабли строились из сосны, а детали делались из дуба. С появлением парового двигателя строительство кораблей в Архангельске почти прекратилось. С переходом на строительство железных кораблей 5 марта 1862 года Соломбальские судостроительные верфи были упразднены.
Изображение из открытых источников.
Участники событий и другие указанные лица: