15 сентября 1956 года авиалайнер Ту-104 совершил первый регулярный рейс с пассажирами, по маршруту Москва-Иркутск. Самолет пилотировал экипаж под руководством Евгения Барабаша. Лайнер преодолел 4570 километров за 7 часов 10 минут, что в 3 раза быстрее, по сравнению с предыдущим поколением самолетов.
Первым самолетом, по директивам XX съезда КПСС внедренного в эксплуатацию на магистральных воздушных линиях СССР, был реактивный самолет Ту-104. Его выход на трассы потребовал коренной перестройки работы практически всех служб, качественных изменений в эксплуатации самолетов, двигателей и наземного оборудования, разработки и применения новых форм и методов труда на авиапредприятиях.
Еще в период эксплуатационных испытаний самолета Ту-104 были обучены летные экипажи, инженерный состав и технические бригады по обслуживанию этого самолета. Ту-104, перевозивший до 100 пассажиров за один рейс и преодолевавший 800-900 км/ч, стал вторым основным самолетом на магистральных линиях Аэрофлота. В том же году реактивные первенцы стали летать на линиях Москва - Тбилиси, Москва - Ташкент, Москва - Хабаровск.
В сентябре 1957 года из аэропорта «Внуково» на Ту-104 был выполнен полет в Нью-Йорк, который, как отмечала тогда западная пресса, «подтвердил приоритет СССР в развитии реактивной техники». Некоторые переоборудованные модели Ту-104 использовались для тренировки космонавтов в условиях кратковременно созданной невесомости.
Последний полет этого самолета в СССР состоялся в 1986 году. Памятник самолету Ту-104 с бортовым номером Л-5412 на привокзальной площади аэропорта «Внуково» появился в сентябре 1976 года в честь 20-летия начала полетов, а в 2005 году он был демонтирован и отправлен на реставрацию. Памятник знаменитому Ту-104 - первому в мировой практике реактивному пассажирскому самолету - был установлен 11 апреля 2006 года у развязки на съезде с Киевского шоссе к аэропорту «Внуково».
Фото из открытых источников.