Подростковый возраст – это время перемен, открытий и активного развития самопознания. Однако это также период, наполненный сложностями и вызовами. Один из таких вызовов – подростковый буллинг, явление, которое может оказать разрушительное воздействие на подростковое психологическое и эмоциональное состояние. Профилактика буллинга в этом возрасте является критически важной задачей, направленной на создание дружественной и безопасной среды для развития личности в этом возрасте.
Буллинг: что необходимо про него знать?
Буллинг – это одно из современных названий формы психологического насилия, которая включает в себя множество проявлений физического и вербального агрессивного поведения. Буллинг может проявляться в издевательствах, унижениях, шантаже группой сверстников и целенаправленной изоляции одного человека от других. Подростки особенно уязвимы перед негативными воздействиями окружающей среды, связанными с отвержением, поскольку сильно нуждаются в признании и принятии, особенно значимой группой сверстников.
Последствия влияния буллинга на подростковую психику могут быть огромными: от переживания интенсивных эмоций и чувств тревоги и страха, состояния ненависти, до сильного снижения самооценки и появления признаков депрессии, что может в итоге приводить к повышению суицидального риска или риска самоповреждающего поведения. Эти и иные последствия могут сопровождать человека на протяжении всей дальнейшей жизни. Именно поэтому необходимо активно заниматься профилактикой буллинга в подростковой среде.
Семья и образование: основы профилактики
Профилактика буллинга начинается в семье и в учебных заведениях. Семья играет роль фундамента, на котором строится эмоциональное состояния ребенка. Открытое общение с родителями помогает подростку чувствовать поддержку и безопасность. Семейные ценности, которые должны демонстрировать родители друг к другу и к детям, такие как уважение к другим, ответственность, терпимость к ошибкам и прочие, формируют основу просоциального поведения подростка.
Образовательные учреждения также играют ключевую роль в борьбе с буллингом. Проведение различных программ, направленных на развитие социальных навыков, уважения к другой личности и ее потребностям, способствуют созданию позитивной атмосферы в школах и колледжах. Сотрудничество родителей, учителей, педагогов и психологов позволяет выявлять потенциальные проблемы и вовремя реагировать на них. Но, безусловно, как и в семье, взрослые должны в первую очередь демонстрировать по отношению друг к другу и к детям те ценности, которые они хотят развивать в детско-подростковой среде.
Не менее важно обучать подростков правильному реагированию на случаи буллинга. Многие подростки боятся стать свидетелями или жертвами, так как тревожатся по поводу негативных последствий. Однако позитивное проактивное вмешательство, например, обращение к родителям, учителям, психологам или социальным педагогам, способствует пресечению агрессии и защите всех участников конфликта.
Автор: Делибалт Варвара Васильевна, доцент кафедры Юридической психологии и права факультета “Юридическая психология” ФГБОУ ВО МГППУ, клинический психолог, практикующий тренер.