Современный мир за последние два десятилетия стал полностью зависимым от информационных технологий. Мы регулярно пользуемся интернетом, смартфонами и компьютерами для общения, образования и развлечений. Однако данный цифровой образ жизни с одной стороны открывает много возможностей и ресурсов, но с другой - несет в себе определенные риски и опасности. Особенно эти риски и угрозы касаются детей и подростков, именно они наименее защищены в процессе использования интернета и информационных технологий в силу своих возрастных и психологических особенностей.
С увеличением доступности интернета и социальных сетей, дети и подростки становятся все более подверженными различным рискам, одними из которых могут быть, например: онлайн-домогательства, мошенничество и кибербуллинг и пр. Все эти опасные и противоправные формы взаимодействия стали на данный момент частью нашей повседневной жизни.
Дети и подростки, в силу своих возрастных особенностей, часто не способны оценить последствия, связанные с использованием социальных сетей, и прочих популярных элементов интернет-пространства. Они готовы с легкостью доверить свои личные данные различным интернет-платформам и сервисам. Недобросовестные компании, хакеры и прочие лица, занимающиеся мошенническими действиями, вполне могут использовать эти данные для нанесения психологического и материального вреда. Поэтому крайне важно обучать детей и подростков основам защиты своих личных электронных данных и развивать навыки, связанные с сохранением конфиденциальности в сети интернет и в различных информационных пространствах.
При всем этом анонимность и конфиденциальность в виртуальной реальности и сети интернет являются одними из главных привлекательных факторов, однако вместе с этим они являются и одними из основных угрожающих факторов, способствующих развитию различных форм противоправного поведения, таких как, например, кибербуллинг.
Кибербуллинг – современная и серьезная проблема для детско-подростковой среды. Анонимность в сети интернет позволяет запугивать, унижать и преследовать практически любого незащищенного человека, что может в итоге приводить к сложным и негативным психологическим последствиям для жертвы данной формы психологического насилия.
Таким образом, однозначно можно говорить о том, что дети и подростки должны быть осведомлены о различных факторах, которые могут стать угрозой их психологической безопасности; должны понимать, каким образом отличать надежные и ненадежные источники информации; должны быть в курсе всех рисков, связанных с общением в сети интернет и социальных сетях, в частности.
Безусловно, родители и педагоги способны играть главную роль в обеспечении информационной безопасности несовершеннолетних, однако, для эффективной реализации различных профилактических мер, отношения между взрослыми, детьми и подростками должны быть исключительно доверительными, чтобы дети хотели сами обращаться за советом или помощью, а установление доверительных отношений, в свою очередь, должно стать главной задачей для любого родителя или педагога, взаимодействующего с ребенком или подростком.
Автор: Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры Юридической психологии и права факультета “Юридическая психология” ФГБОУ ВО МГППУ, руководитель магистерской программы "Юридическая психология и детство: экспертиза, сопровождение и профилактика", практикующий тренер.