Подростковый возраст – это уникальный период, полный перемен и вызовов, когда несовершеннолетние начинают искать место в обществе и формировать свою самоидентичность, время, когда потребность в социальных контактах со сверстниками приобретает высокую интенсивность и особую значимость. В этот период многие подростки сталкиваются с различными, в том числе и негативными явлениями, в контексте межличностного взаимодействия, которые могут оставить глубокие следы в их психологическом и эмоциональном развитии. Одним из таких явлений является форма психологического насилия, названная на современный лад буллингом. Профилактика буллинга в подростковом возрасте играет решающую роль в создании безопасной и поддерживающей атмосферы для каждого ребенка в особенности в образовательной среде.
Буллинг: понятие и последствия
Буллинг среди подростков – это одна из форм систематического психологического насилия, которая оказывается обычно группой подростков в отношении одного или нескольких сверстников. Данная форма насилия связана с унижением, запугиванием или иными видами психологической или физической агрессии. Это явление способно оказать глубокое негативное воздействие на психологическое состояние, которое может проявляться в повышении тревожности, снижении самооценки, формировании депрессивных состояний, и даже в возникновении суицидальных мыслей.
Но что же мы можем противопоставить такому мощному и негативному феномену как буллинг? Один из наиболее важных аспектов, который может сыграть решающую роль процессе профилактики буллинга среди подростков – это эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект и буллинг
Эмоциональный интеллект (далее ЭИ) – это набор личностных способностей, связанных с понимаем, управлением и использованием своих чувств и эмоций для эффективного взаимодействия с другими людьми. Подростки обладающие развитым ЭИ имеют определенные преимущества над сверстниками в общении, в разрешении конфликтов и в принятии эмоционально взвешенных решений.
Возникает логичный вопрос: как связан ЭИ с профилактикой буллинга? Оказывается, связь эта крайне глубокая и прямая. Подростки с высоким уровнем ЭИ способны лучше распознавать свои и чужие эмоции и чувства, что делает их более чуткими к потребностям окружающих, они лучше управляют своими эмоциональными состояниями, более эмпатичны и чувствительны к себе и окружающим.
Развитие ЭИ так же напрямую связано с улучшением самооценки подростков. Когда подросток понимает свои эмоции и умеет справляться с ними, он начинает чувствовать большую уверенность в себе. Все это становится своего рода барьером для буллинга, так как уверенный в себе подросток реже подвергается негативному воздействию со стороны агрессоров и сам реже станет проявлять агрессию без повода.
Развитие ЭИ также помогает подросткам лучше понимать и распознавать ситуации буллинга. Эмоционально развитые подростки обладают способностью лучше чувствовать даже скрытые признаки агрессии. Это делает их более готовыми действовать и защищать друг друга от буллинга.
Родители и педагоги безусловно играют ключевую роль в развитии эмоционального интеллекта у подростков. Открытый и поддерживающий диалог помогает подросткам осознавать и разбираться в своих эмоциях. Необходимым примером для подростков является демонстрация взрослыми уважения друг к другу, толерантности и умений адекватно выражать свои чувства, эмоции и ощущения.
Родители могут демонстрировать здоровые способы выражения эмоций, обсуждать их с детьми и создавать поддерживающую атмосферу для открытого общения. В школах же следует внедрять уроки, направленные на развитие навыков ЭИ. Эти уроки могут включать в себя игры, ролевые упражнения, обсуждение эмоций и многое другое. Также важно обсуждать с подростками случаи буллинга и их эмоциональные реакции на такие события.
Автор: Дегтярёв Артем Викторович, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета “Юридическая психология” ФГБОУ ВО МГППУ, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП), практикующий гештальт-терапевт.