24.08.2023 18:18
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 1474; сегодня: 3.

Как создать подросткам безопасную и гармоничную среду для развития?

Как создать подросткам безопасную и гармоничную среду для развития?

Подростковый возраст – это уникальный период, полный перемен и вызовов, когда несовершеннолетние начинают искать место в обществе и формировать свою самоидентичность, время, когда потребность в социальных контактах со сверстниками приобретает высокую интенсивность и особую значимость. В этот период многие подростки сталкиваются с различными, в том числе и негативными явлениями, в контексте межличностного взаимодействия, которые могут оставить глубокие следы в их психологическом и эмоциональном развитии. Одним из таких явлений является форма психологического насилия, названная на современный лад буллингом. Профилактика буллинга в подростковом возрасте играет решающую роль в создании безопасной и поддерживающей атмосферы для каждого ребенка в особенности в образовательной среде.

Буллинг: понятие и последствия

Буллинг среди подростков – это одна из форм систематического психологического насилия, которая оказывается обычно группой подростков в отношении одного или нескольких сверстников. Данная форма насилия связана с унижением, запугиванием или иными видами психологической или физической агрессии. Это явление способно оказать глубокое негативное воздействие на психологическое состояние, которое может проявляться в повышении тревожности, снижении самооценки, формировании депрессивных состояний, и даже в возникновении суицидальных мыслей. 

Но что же мы можем противопоставить такому мощному и негативному феномену как буллинг? Один из наиболее важных аспектов, который может сыграть решающую роль процессе профилактики буллинга среди подростков – это эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект и буллинг

Эмоциональный интеллект (далее ЭИ) – это набор личностных способностей, связанных с понимаем, управлением и использованием своих чувств и эмоций для эффективного взаимодействия с другими людьми. Подростки обладающие развитым ЭИ имеют определенные преимущества над сверстниками в общении, в разрешении конфликтов и в принятии эмоционально взвешенных решений.

Возникает логичный вопрос: как связан ЭИ с профилактикой буллинга? Оказывается, связь эта крайне глубокая и прямая. Подростки с высоким уровнем ЭИ способны лучше распознавать свои и чужие эмоции и чувства, что делает их более чуткими к потребностям окружающих, они лучше управляют своими эмоциональными состояниями, более эмпатичны и чувствительны к себе и окружающим. 

Развитие ЭИ так же напрямую связано с улучшением самооценки подростков. Когда подросток понимает свои эмоции и умеет справляться с ними, он начинает чувствовать большую уверенность в себе. Все это становится своего рода барьером для буллинга, так как уверенный в себе подросток реже подвергается негативному воздействию со стороны агрессоров и сам реже станет проявлять агрессию без повода.

Развитие ЭИ также помогает подросткам лучше понимать и распознавать ситуации буллинга. Эмоционально развитые подростки обладают способностью лучше чувствовать даже скрытые признаки агрессии. Это делает их более готовыми действовать и защищать друг друга от буллинга.

Родители и педагоги безусловно играют ключевую роль в развитии эмоционального интеллекта у подростков. Открытый и поддерживающий диалог помогает подросткам осознавать и разбираться в своих эмоциях. Необходимым примером для подростков является демонстрация взрослыми уважения друг к другу, толерантности и умений адекватно выражать свои чувства, эмоции и ощущения.

Родители могут демонстрировать здоровые способы выражения эмоций, обсуждать их с детьми и создавать поддерживающую атмосферу для открытого общения. В школах же следует внедрять уроки, направленные на развитие навыков ЭИ. Эти уроки могут включать в себя игры, ролевые упражнения, обсуждение эмоций и многое другое. Также важно обсуждать с подростками случаи буллинга и их эмоциональные реакции на такие события.

 Автор: Дегтярёв Артем Викторович, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета “Юридическая психология” ФГБОУ ВО МГППУ, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП), практикующий гештальт-терапевт.

Тематические сайты: Дети, Психология
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 155 публикаций
Сайт: mgppu.ru/project/83
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...