Как быть эффективным руководителем?
Успех руководителя складывается из целого ряда блоков: управление своим собственным временем и энергией, умение расставлять приоритеты, создание видения для команды и определение целей, постановка и контроль задач, мотивация и развитие сотрудников, ситуационное лидерство и делегирование, принятие решений… И это далеко не полный список.
Какие же главные навыки определяют личную эффективность руководителя?
Для начинающего руководителя, или для предпринимателя, у которого расширяется команда, - часто возникает вопрос: с чего начать? Какие компетенции осваивать в первую очередь, а какие чуть погодя? Ведь невозможно сразу бежать во все стороны и вырабатывать сразу 10 компетенций. Важно выбрать, на чем вы будете фокусировать свое внимание на 2-3 приоритетах, и есть слона по частям.
Если поставить себе слишком высокую планку в первый день и стремиться сразу стать идеальным руководителем (а таких не бывает) – вы будете постоянно находиться в напряжении, и держать фокус на себе, а не на своей команде и ее результатах.
Помню мой первый опыт руководства в 26 лет. Никто не обучал меня быть руководителем, и я не знала, какие ключевые навыки нужно развивать первыми. В результате я смотрела на ролевые модели руководителей вокруг меня (и это рабочий метод, в сочетании с другими) – и пыталась походить на них. Проблема в том, что я видела опытных руководителей, и меня пугала пропасть между моими навыками менеджмента и их, - а второй проблемой было то, что я могла наблюдать только их внешние проявления, поведение в конкретных ситуациях – но не знала что они делают и думают наедине с собой, как организуют свое время – и как работают с сотрудниками.
Резюмируя: я рекомендую начинающим руководителям выбьрать для себя 2-3 ролевые модели, которые вас вдохновляют (и чьи команды имеют успешные результаты) – но с ними нужно поговорить: расспросить, как строится их день, как они стаят задачи и как мотивируют сотрудников. 2-3 разговора по душам с живыми опытными руководителями дадут вам больше, чем прочтение стопки книг. )
И далее – выделите для себя 3 компетенции, которые вы будете развивать на протяжении 3-6 месяцев, и держите фокус на них. Я выделю три навыка, которые считаю ключевыми и базовыми для личной эффективности руководителя– и с которых стоит начать путь руководителя: формировать видение и ставить цели, расставлять приоритеты ставить задачи и контролировать их выполнение.
Почему именно они? Эти три навыка вместе позволяют руководителю вовлечь команду в большую цель, определить ближайшие цели, выбрать главные задачи для команды, которые позволят достичь этой цели – и убедиться, что сотрудники правильно поняли свои задачи и выполнили их. Фактически эта база позволяет вам начать достигать целей с помощью вашей команды – а это и есть главная задача руководителя.
Давайте разберем на примере и заодно потренируемся в личной эффективности.
Предположим, вам нужно подготовиться к дню рожденья дочери, которой исполняется 16 лет, - и вы решили привлечь к этой задаче всю семью. В вашей команде муж, сын (18 лет) и свекровь.
Создадим видение: Вы собрали семью в гостиной и обсудили, как здорово будет, если день рожденья будет веселым, и дочь будет вспоминать его с любовью и радостью еще долгие годы.
Поставим цель: принять 15 ее гостей в красиво украшенном доме, вкусно накормить и отлично развлечь.
Расставляем приоритеты: вам нужно купить и приготовить еду, украсить дом, выбрать и пригласить ведущего. И все другие задачи будут менее важными в этот день, так что вы их отложите или вычеркнете.
Далее – правильно распределить и поставить задачи. Свекрови доверим приготовление еды – но согласуем с ней меню, потому что вы знаете, что она любит готовить слишком много мучного. Вся еда должна быть на столе к 18 00.
Сыну вы поручите украсить дом, но все украшения закажете вместе и при этом обсудите, как и что можно украсить.
А с мужем обсудите вместе критерии выбора ведущего, когда он должен прийти и уйти, и ожидаемую стоимость его услуг.
Обратите внимание, что на вовлечение команды, формирование целей и постановку задач вы потратили свое время и внимание. Хорошо, что вы запланировали на это время – ведь, как опытный руководитель, вы понимаете, что управление – это работа, и на него уходят время и силы.
Что же дальше? Вся ваша команда теперь точно знает что им делать – и занята выполнением качественно поставленных вами задач. Останется только проконтролировать их выполнение через несколько часов, и насладиться праздником вместе с дочерью, семьей и ее гостями.
И теперь важный секрет личной эффективности: вам нужно восстановить силы и энергию, потому что вам как руководителю необходимо быть в ресурсе!
Поэтому пока все заняты – вы идете на массаж, на час попить кофе с подружкой – или в парк прогуляться, смотря что вы любите.
Даже если в середине рабочего дня вы сделаете паузу на 10 минут, вы сможете перезарядиться, и сможете решить оставшиеся задачи легче и быстрее.
Вы как раз вернулись вовремя, чтобы поблагодарить свекровь за прекрасно накрытый стол, подтвердить мужу его отличный выбор ведущего и похвалить сына и попросить повесить гирлянду поровнее.
Итак, поздравляю вас, - праздник прошел на ура, дочь довольна и счастлива, вся семья тоже, - и мы с вами вместе освоили 3 ключевых навыка личной эффективности руководителя!
Автор:
Ольга Фатеева
Эксперт по масштабированию бизнеса, наставник предпринимателей и бизнес лидеров
Член Ассоциации Независимых Директоров
Член Советов Директоров и бизнес лидер с 25 летним опытом управления бизнесом в компаниях Loreal, Abbott, Herbalife Nutrition, оборотами до 25 млрд руб и командами более 1100 человек
https://t.me/olgafateevabusiness
Сайт fateevaolga.ru