Русский броненосец «Император Павел I», изготовленный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1907 года.
27 октября 1905 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки русского броненосца «Император Павел I». Главным строителем боевого корабля стал инженер Владимир Оффенберг. Основой проекта судна послужили броненосцы типа Бородино.
Учитывая недостатки последних, Морское министерство приступило к работе по созданию корабля нового типа, с увлечением калибра средних орудий, усилением брони и установкой противоминной защиты. Так же новый проект предусматривал установку большего количества орудий разных калибров. В следствии чего водоизмещение корабля достигло 16 500 тонн.
После окончания Русско-японской войны, с учетом Цусимского морского сражения и обороны Порт-Артура в проект были внесены дополнительные изменения. Измененный проект предусматривал увеличение количества орудий калибра 203-миллиметров с 12 до 14, установку двенадцати 120-миллиметровых противоминных орудий, на крыше верхнего каземата было решено установить четыре 47-миллимитровые пушки системы Гочкиса.
Увеличение калибра противоминных орудий влекло за собой увлечение массы броненосца, в результате чего пришлось снизить бронирование башен главного калибра и бортов. Расчеты показали, что по защищенности новый эскадренный броненосец значительно превзошел знаменитых дредноутов, корабль был неуязвим для огня орудий калибра 305-миллиметров на дистанциях до 15 кабельтовых.
Броненосец «Император Павел I» был спущен на воду 25 августа 1907 года. Это первый в мире корабль, оборудованный гиперболоидными многосекционными стальными сетчатыми мачтами, конструкции знаменитого инженера Владимира Шухова.
«Император Павел I» 29 июля 1910 года приказом командующего Балтийским флотом зачислили в вооруженный резерв флота, а через месяц он поднял вымпел и вступил в кампанию. В сентябре этого же года корабль прошел докование в Кронштадте, а затем начались приемные испытания. Заключительный этап испытаний начался 20 октября 1910 года: корабль прошел восьмичасовую пробу на полном ходу.
«Император Павел I» 16 июля 1911 года был зачислен в состав сформированной в начале года бригады линейных кораблей Балтийского моря. В нее вошли также линейные корабли «Цесаревич», «Слава» и «Андрей Первозванный». В 1913 году в составе бригады линейных кораблей совершил поход в Портленд и Брест. Броненосец 18 июля 1914 года прикрывал Отряд заградителей при постановке мин на Центральной минно-артиллерийской позиции.
Русский броненосец с 22 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении, а 22 ноября 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.
Две башни с 203-миллиметровыми орудиями были использованы в береговой обороне, в составе батареи № 333 на мысе Сурниеми, к западу от форта «Красная Горка». Батарея принимала участие в Великой Отечественной войне.
Фото из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: