Близ деревень Ярославице и Волчковцы 21 августа 1914 года, произошло крупное кавалерийское сражение Первой мировой войны между русской 10-й дивизией генерала графа Федора Келлера и 4-й австрийской дивизией генерала Эдмунда Риттера фон Заремба. Эта битва впоследствии названа историками и военными специалистами последним кавалерийским боем мировой истории.
Сражение началось с атаки русских кавалеристов, полки которых начали выстраивать фронт и выходить галопом в одну линию. Драгуны и уланы наступали справа от холма, где был расположен штаб Келлера, гусары - слева.
Согласно указаниям графа Келлера по управлению в бою конными массами, которые еще в 1910 году генерал описывал в своей работе, и на учениях в мирное время обучал своих подчиненных, в задачу командира полка входило указание цели до начала атаки, после чего кавалеристы должны действовать и принимать решения уже самостоятельно.
Русские уланы и драгуны начали спуск в лощину под огнем австрийских пулеметов, которые тем не менее удержать русскую конницу уже были не в состоянии. Австрийская кавалерия все время, пока русские полки пересекали лощину, оставалась неподвижной и двинулась сверху вниз лишь тогда, когда уже поднимавшиеся к холму русские были в 300 шагах от вершины.
В момент столкновения, согласно наставлениям и методологии кавалерийского боя генерала графа Келлера, преподанным им в мирное время, русская конница 10-й кавалерийской дивизии использовала против вражеской кавалерии пики, решительно смяв первую линию австрийской кавалерии. Далее началась беспощадная сеча, в которой рубилось более 2500 всадников.
Следующая фаза сражения поставила русских в критическое положение: скрыв за гребнем холма свои подлинные, вдвое превосходившие русских силы, австрийцы нанесли еще два последовательных мощных удара. Следом за первой линией из 6-8 эскадронов удар нанесла вторая линия силой в 6 эскадронов, вслед за которой ударила последняя линия численностью в 4 эскадрона кавалерии.
Атака австрийцев была настолько мощной, что русские драгуны и уланы начали сдавать. Преследуя отступающую русскую кавалерию, в тыл пронесся целый австрийский эскадрон, прошедший в интервал между русскими войсками. Устранять опасность пришлось самому командующему русской дивизией генералу Келлеру. Атаковав австрийский эскадрон во фланг, граф Келлер, во главе своего конвоя состоящим из взвода казаков 1-го Оренбургского полка, сокрушил неприятеля.
Судьбу боя решил атаковавший, согласно инструкции командира дивизии, на уступе слева 10-й гусарский Ингерманландский полк. Полк полковника Богородского подошел к месту боя как раз в момент, когда вела наступление третья, последняя линия австрийских кавалеристов, атаковав и смяв эти 4 эскадрона и предотвратив катастрофический удар по отступавшим русским полкам, начинавшим это сражение. Находившийся также на левом фланге ротмистр Барбович во главе своего эскадрона атаковал и захватил австрийскую артиллерию.
Преследование и уничтожение смятой австрийской кавалерии продолжалась столько, сколько выдерживали лошади преследовавших. Отступавшим австрийцам последний путь отхода перекрыла сотня Оренбургского казачьего полка, занявшая единственную переправу в тыл изначальному расположению противника через реку Стрыпу.
Потери австрийцев составили 969 бойцов убитыми и ранеными. В плен попало 250 кавалеристов и 400 пехотинцев. В качестве трофеев дивизии Келлера достались 300 лошадей, 8 орудий с зарядными ящиками, пулеметы, штабная документация разгромленной австрийской дивизии. Потери «келлеровской» дивизии составили 150 бойцов.
В достижении громкого успеха большую роль сыграла выучка русской кавалерии, превосходившей неприятельскую в искусстве владения холодным оружием, умением и способностью к маневру и скоростью своих действий. Главную же роль в успехе боя сыграло то, что дивизия «имела во главе искусного и решительного кавалерийского начальника, поставившего себе целью уничтожить врага во что бы то ни стало».
Изображение из открытых источников.
Исторические события: