По своей продолжительности (чуть более трех лет), масштабности (военные действия велись на территории четырех регионов страны – в Эстонии, в Карелии, в Ленинградской области и в части Калининской, а также в акваториях Балтийского моря и Ладожского озера) и трагическому накалу это сражение можно считать «малой Великой Отечественной войной».
Невиданное напряжение.
Она началась в начале июля 1941 года с падением Пскова и Острова и завершилась с освобождением Карельского перешейка.
«Но в целом нужно сказать, что шла борьба за весь Северо-Запад СССР, – подчеркивает специалист научно-просветительского отдела Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Виталий Бондарь. – По сути, общая протяженность фронта Ленинградской битвы охватила примерно 30 процентов всей линии, на которой вела боевые действия наша страна. По своему размаху это можно назвать «хорошей» европейской войной».
Впечатляет и количество задействованных войск. По данным на 22 июня 1941 года, численность немецкой группы армий «Север», нацеленной на Ленинград, составляла около 30 процентов всех сил вермахта на Восточном фронте: от 600 000 до 700 000 человек. Им противостояли 412 585 человек в составе Прибалтийского военного округа и Балтийского флота. Разумеется, в ходе битвы эти цифры варьировались. Ведь обе стороны накапливали силы перед каждой крупной операцией. И не будет слишком уж большим преувеличением сказать, что через боевые части вермахта и Красной армии в ходе Ленинградской битвы прошло более чем по миллиону человек.
«При этом главной особенностью и, я бы даже сказал, уникальностью сформированного Ленинградского фронта было то, что из-за блокады людские резервы он черпал в основном из ресурсов города, – отмечает Виталий Бондарь. – Только в одной армии народного ополчения было 10 дивизий».
Да, ополченцы понесли тяжелейшие потери (практически с даты начала боев на Лужском рубеже – 10 июня 1941 года – и начинается отсчет Ленинградской битвы), зато позднее эти дивизии стали основой для выковывания костяка боевых частей Ленфронта».
Страх в тылу.
Сходства этого сражения с полномасштабной войной добавляет и активное использование партизанских соединений. К примеру, только в 1941 году они успели вывести из строя около 10 000 немецких военнослужащих. Причем это движение не было спонтанным: руководство осуществлялось специальным штабом, расположенным в Ленинграде, а партизанские части во многом формировались из работников НКВД и спортсменов, прошедших специальную подготовку.
По мере развития Ленинградской битвы возрастала и деятельность партизан. Скажем, масштабные операции «Рельсовая война» и «Концерт» оказали существенную помощь при подготовке прорыва блокады, внеся, как теперь сказали бы, логистические нарушения в немецком тылу. Более того, на оккупированной территории даже возникли «анклавы» (например, в Псковской области), которые полностью контролировались партизанами. На 1 января 1944 года в партизанских бригадах насчитывалось около 35 000 человек.
Непрошеные гости.
О «хорошей» европейской войне говорит и тот факт, что на стороне Германии под Ленинградом воевали представители многих стран. В первую очередь это касается ее союзников – Финляндии (ее армия насчитывала около 150 000 человек) и Италии (на Ладожское озеро было переброшено соединение скоростных торпедных катеров).
«И хотя главе Испании Франко хватило политической мудрости не объявлять официально войну СССР, все же Испанская добровольческая дивизия под Ленинградом тоже себя печально «проявила» на нашей земле, – подчеркивает Виталий Бондарь. – Ведь она занимала важные участки на фронте – в Пушкине и Новгороде. А ведь было еще испанское авиационное соединение. По их данным, они сбили 156 наших самолетов. Тоже немало, если вдуматься…»
Хватало, впрочем, и других добровольцев. К примеру, в составе той же финской армии в войне с СССР участвовало около 1000 шведов. А в немецких частях воевало примерно 1500 голландцев, 700 норвежцев, а также 6000 эстонцев и 6500 литовцев.
Непреодолимое препятствие.
Значение же Ленинградской битвы переоценить трудно, вопреки мнению некоторых либеральных «ревизионеров», считающих, что оборона города лишь привела к лишним жертвам. «Если бы Ленинград пал, то это имело бы поистине катастрофические последствия, – подчеркивает Виталий Бондарь. – И дело совсем не только в том, что наши военные силы лишились бы Балтийского флота и Ладожской флотилии, а страна утратила бы один самых главных экономических и промышленных центров».
После взятия города на Неве немцы соединились бы с финской армией, что в корне изменило бы и расстановку сил на театре военных действий вплоть до самого Кольского полуострова. Нет сомнений, что после этого пали бы также Мурманск и Архангельск, а это означало бы блокаду уже всей страны. Ведь в этом случае о ленд-лизе можно было бы забыть.
«Не следует забывать, что Ленинградская битва – это еще и один из первых случаев в ходе Великой Отечественной войны, когда удалось сорвать наступательные планы вермахта, – отмечает Виталий Бондарь. – Но главное, что впоследствии она стала одним из существенных факторов, переломивших хребет Германии вообще».
Факты.
По официальным данным, общие потери Красной армии в ходе битвы составили 1 754 898 человек. Их них убитыми – 467 525 человек.
С количеством потерь группы армий «Север» до сих пор нет ясной картины из-за особенностей фиксации подобных данных немецкой стороной. К примеру, пока можно точно сказать, что с 22 июня 1941 года по 30 ноября того же года потери немцев составили 101 283 человека.
Фото из открытых источников.
Исторические события: