До начала нового учебного года остался месяц. Как его провести школьникам: начать восстанавливать забытые знания или продолжить расслабляться до сентября? Этот вопрос мы задали психологу, основателю онлайн-школы АМР smart school Аркади Маиляну.
– Аркади, родители делятся на две группы: те, кто третирует детей занятиями все лето, и те, кто вообще не напрягает школьников до осени. Какая модель поведения, на ваш взгляд, эффективнее?
– Твердо убежден, что сидеть за учебниками все три месяца неправильно. Согласен с педагогами, которые считают, что в течение лета надо заниматься только с первоклассниками. Они быстро забывают пройденный материал и теряют навык усидчивости. Поэтому с ними в течение лета нужно возвращаться к урокам. Но не каждый день и в легкой форме: решать несложные примеры, переписать простой короткий текст.
– К детям постарше требуется другой подход?
– Надо смотреть на ребенка. Медлительным детям стоит начать заниматься в августе. Но понемногу. Им нужно больше времени, чтобы восстановить утраченные навыки, поэтому в сентябре они могут чувствовать себя растерянными. Таких детей оставлять без занятий на все лето не стоит.
– Какую форму занятий выбрать, чтобы у ребенка не было стресса уже за месяц до школы?
– Ни в коем случае не растягивать занятия на три часа. Например, в нашей онлайн-школе мы всегда делаем перерыв через 50 минут, даже, если дети просят продолжить. Я бы попытался избегать скучных заданий, когда надо сесть за стол, открыть тетрадь, учебник. Это вызывает тоску. Таблицу умножения или примеры на сложение можно решать в обыденной жизни. Пошли в магазин, посчитали стоимость покупки, придумали задачи и сразу же ее решили. Пошли на пляж, решили задачу на скорость пловца и катера. Читаем объявления – ищем ошибки или обращаем внимание на использованные орфограммы. Можно не переписывать скучный текст, а написать черновик Деду Морозу, придумать сказку, написать стих и т.д. Каждый родитель знает своего ребенка, и чувствует, какой способ подходит именно ему. Обязательно наполните досуг полезными мероприятиями: сходите в музей, на выставку, посмотрите познавательное кино. Обязательно играйте в подвижные игры.
– А что с чтением?
– Читать нужно. Обычно педагог дает на лето список литературы. Но если она не интересна ребенку, то пользы не будет. Более того, разовьется нелюбовь к чтению, которую потом трудно преодолеть. Читать литературу из школьного списка можно по очереди с родителями: немного ребенок, немного мама. Но обязательно должна быть книга, которую ребенок выбрал сам. Если он не хочет читать вслух, попросите прочесть вслух хотя бы две страницы, а остальное пусть расскажет после самостоятельного прочтения. Заодно потренируется в пересказе.
– Остался последний месяц каникул. Как провести его с максимальной пользой?
– Современные родители считают, чтобы ребенок не свернул на кривую дорожку, его надо загрузить учебой, кружками и другими делами на весь день. В итоге, когда у ребенка появляется свободное время, он не понимает, что с ним делать. Оставшийся месяц можно направить на знакомство с самим собой, заняться тем, что действительно нравится: рисовать, кататься на самокате, играть в футбол. В это время у детей может открыться настоящая любовь к чему-то. Это увлечение надо подхватить и развивать. Потому что оно настоящее, не навязанное родителями. И, конечно, родители всегда должны быть положительным примером для своих детей. Если они никогда не берут в руки книги, не ходят в музеи, не повышают уровень знаний и не стремятся к развитию, странно критиковать за это ребенка.
– А что делать старшеклассникам?
– Их точно уже не усадишь за учебники силой. Да им этого и не требуется. Выпускникам стоит озаботиться поиском репетиторов для подготовки к ЕГЭ.
Не забывайте, что лето – это отличная возможность наладить отношения с детьми. Вам не надо контролировать домашнее задание, выговаривать за неаккуратные тетради. Вы можете просто проводить время вместе, поговорить с ребенком о том, что ему интересно, вместе что-то смастерить или приготовить. Доверительные отношения между родителями и детьми – гарантия успеха во всех сферах жизни ребенка.
Беседовала Юлия Видяпина