В рамках проекта «Поклон кораблям Великой Победы. Голоса погибших кораблей» силами Разведывательно-водолазной команды и ООО «Фертоинг» была проведена экспедиция по обнаружению затонувшей немецкой плавбатареи, результатом атаки которой стала самая крупная победа морской гидроавиации Великой Отечественной войны.
«Потопили его наши летчики в 43-м на гидросамолете - это самая крупная победа советских гидроавиаторов. Не морских летчиков, а гидроавиаторов. Всего одной бомбой, но очень удачно, 100-килограммовой», - рассказывает участник экспедиции Михаил Иванов.
Героями этого авиаудара в ночь на 15 сентября 1943 года стал экипаж советского гидросамолета-разведчика МБР-2. Летчики отдельной авиаэскадрильи Балтийского флота младшие лейтенанты Николай Борисов, Николай Королев и сержант Николай Завизион.
Сразу после атаки на вражеские корабли экипаж доложил командованию, что бомбы были сброшены в непосредственной близости от транспорта противника и транспорт был поврежден. Однако, позже из немецких документов стало известно, что бомба пробила все палубы и взорвалась под днищем, после чего транспорт накренился и затонул, унеся с собой весь экипаж в составе 50 чел.
Почти год спустя, в июле 44-го, летчики Борисов и Королев погибли при атаке немецкого конвоя в Рижском заливе. А Николая Завизиона перевели в учебный авиаполк, где до конца войны он тренировал радистов. Никто из них так и не узнал, что тем самым вражеским «транспортом» была именно плавбатарея West. Это самый крупный военный корабль противника, потопленный советской гидроавиацией за всю Великую Отечественную войну.
Проект «Поклон кораблям Великой Победы. Голоса погибших кораблей» — логическое продолжение исследовательского проекта «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте». К 2022 году в Финском заливе были установлены места гибели более 12 тысяч погибших моряков и подводников, создано 16 уникальных 3D-музеев, найдены и зафиксированы 15 транспортных судов Таллинского прорыва, сторожевой корабль «Буря» и базовый тральщик «Фугас», а также 16 подводных лодок.
В дальнейших планах РВК и ООО «Фертоинг» на 2023 г. — детальное обследование транспорта «Вторая пятилетка», последнего большого участника Таллинского прорыва в российских территориальных водах, а также транспорта «Выборг».
Фото: пресс-служба ООО «Фертоинг».
Исторические события: