213 лет Мариинская водная система соединяет бассейн реки Волги и Балтийское море.
Работы по ее возведению начались еще при Петре I, но завершились только в конце XVIII – начале XIX в. В январе 1799 г. водный путь получил название Марьинский (Мариинский) в честь супруги Павла I императрицы Марии Федоровны, ассигновавшей денежные средства на завершение строительства Вытегорского канала.
Руководил сооружением системы генерал-инженер Ф.П. Деволант. Основная часть работ была выполнена в 1808 г., торжественное открытие состоялось 21 июля 1810 г.
Мариинская водная система включала комплекс гидротехнических сооружений, созданных с учетом последних достижений науки конца XVIII – начала XIX в. К моменту запуска это были 30 шлюзов с плотинами и много других объектов. Среди значимых полноводных озер системы можно отметить Ладожское, Онежское и Белое, а также судоходные реки – Свирь, Вытегру, Ковжу, Шексну. Кроме того, обходные каналы при Ладожском озере пролегали через реки Волхов и Сясь. Водный путь начинался от Рыбинска на реке Волге, затем проходил по р. Шексне, Белому оз., р. Ковже, Мариинскому каналу, р. Вытегре, Онежскому оз., р. Свирь и через Приладожские каналы входил в р. Неву.
Мариинская водная система имела большое значение для экономики страны, поэтому особое внимание уделялось ее пропускной способности. Так, в 1870 г. был образован Мариинской комитет, который разработал программу по переустройству водной системы. В итоге ее реализации шлюзы были удлинены; многокамерные шлюзы заменены на двухкамерные и однокамерные; углублен весь водный путь; на реках Шексне, Свири и Неве введена тяга судов при помощи пароходов и тауэров; рядом со старыми Ладожским, Свирским и Сясьским каналами возведены новые; усовершенствованы отдельные участки рек Вытегры и Ковжи; Мариинский канал между реками Вытегрой и Ковжей заменен на Ново-Мариинский канал.
В Государственном архиве Вологодской области сохранились документы, связанные с историей создания, функционирования и реконструкции Мариинской водной системы, проходящей через территорию региона. Видовой состав источников разнообразен и включает приказы вышестоящих учреждений, ведомости, отчеты, сметы, карты, схемы, чертежи, планы и т. д.
Документы отложились в фондах № 34 «Вологодская губернская земская управа», № 429 «Вологодское отделение Вытегорского округа водных путей сообщения», № 1114 «Управление работами по шлюзованию реки Шексны», № 1214 «Управление Вытегорского округа водных путей сообщения», № 1268 «Череповецкое бассейновое управление речных путей» и др.
Мариинский водный путь в XIX в. представлял собой значимое гидротехническое сооружение, давшее большой толчок для развития экономики, как Российской империи, так и Вологодского региона. Через него проходили поставки зерна, леса, сена, значительно был увеличен товарооборот внутри страны и с другими государствами.
Текст: Н.А. Овчинникова, Государственный архив Вологодской области (ГАВО).
Участники событий и другие указанные лица: