Главный аэропорт Камчатки – Елизово – отчитался о росте пассажиропотока на 10% в первой половине 2023 года. При этом турпоток в регион по агрегированным данным туроператоров снизился как минимум на 15%. Почему регион теряет в организованном спросе?
Камчатка приняла на 10% больше авиапассажиров, чем годом ранее.
Пассажиропоток аэропорта Петропавловска-Камчатского – Елизово – вырос на 10% в первой половине 2023 года. Его услугами воспользовались более 350 тыс. чел. Это и на 13% больше, чем было до всех кризисов в 2019 году. В январе – июне текущего года из Елизово на регулярной основе летали по 17 направлениям.
Правда, при анализе аэропортовой статистики не стоит забывать, что один человек, (например, турист) – это два пассажира, поскольку аэропорты считают клиентов и на прилет, и на вылет. То есть в реальности на Камчатку прилетели не более 175 тыс. пассажиров (в реальности – меньше, т.к. аэропорт учитывает и внутрикамчатские рейсы, которые обслужили около 17 тыс. пассажиров).
При этом отнюдь не все пассажиры Елизово являются туристами.
Лидер по объему пассажиропотока – московское направление, говорят в пресс-службе Елизово: трафик на рейсах в Шереметьево увеличился на 6,6%.
А лидеры по динамике роста количества пассажиров – Владивосток и Хабаровск, которые прибавили 14% и 15% соответственно. Замыкает тройку лидеров Новосибирск – его рост 5,7%.
Как видно из предоставленной Елизово статистики, в Петропавловск-Камчатский стали больше летать из городов Сибири и Дальнего Востока, что полностью соответствует прогнозам экспертов туррынка, которые предрекали рост поездок на Камчатку из относительно близких к ней регионов, а не из Центральной России.
Снижение спроса на Камчатку со стороны организованных туристов достигает 35%
Несмотря на рост пассажиропотока, спрос на туры Камчатку со стороны путешественников из центральных регионов России, исходя из предоставленных крупными туроператорами данных, не просто не увеличивается, но даже снижается в сравнении с прошлым годом.
Предоставленная игроками рынка статистика позволяет судить, что падение спроса на отдых в этом регионе составляет от 15% до 35% в сравнении с первой половиной 2022 года.
Характерно и то, что до сих пор есть места в летних турах на Камчатку: в 2020-2022 годах отдых на Камчатке необходимо было бронировать как минимум за полгода, иначе свободных номеров и кресел в самолетах просто не оставалось.
По словам вице-президента АТОР, генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, падение спроса в организованном сегменте происходит медленнее, чем среди самостоятельных туристов. По его словам, анализ данных поисковых систем в Рунете показывает, что количество запросов на отели на Камчатке упало на 30-40% в сравнении с предыдущими годами.
«Камчатка – нишевое туристическое направление, одно из самых дорогих в России. Тенденции, которые мы наблюдаем в отношении этого региона, не имеют ничего общего с массовым рынком. В поездках на Камчатку есть большой элемент моды, а она изменчива», – говорит эксперт.
Большинство туров на Камчатку все равно бронируют заранее.
Глубина бронирования летних туров по камчатскому направлению все равно большая.
В Coral Travel подчеркивают, что отдых на Камчатке имеет ярко выраженную сезонность. Сейчас туры активно бронируются до конца октября (летний сезон в регионе смещен в сравнении со средней полосой России). Но туроператор уже предлагает зимние туры с декабря по март включительно. Летние туры на 2024 год появятся ближе к весне.
У туроператора Fun&Sun глубина бронирования также достигает сентября.
По данным Национального туроператора Алеан большую часть броней отелей на Камчатке на лето туристы сделали еще весной, а экскурсионные туры приобретаются за 1,5-2 месяца.
Чем заняться туристу на Камчатке и что попробовать.
Туроператоры напомнили, что может особенно привлечь туристов в регионе летом.
В Coral Travel отмечают, что с июля по сентябрь популярны прогулки пешком, на велосипеде, мотоцикле, квадроцикле или джипе. В середине лета начинается нерест тихоокеанского лосося, поэтому популярна у туристов спортивная рыбалка.
«Сплавляясь на специальных рафтах или надувных лодках, а также с вертолета, можно увидеть медведей, нерку, стада домашних и диких оленей, лежки морских обитателей - ради всей этой фауны стоит посетить Камчатку хотя бы раз в жизни и оставить для себя очень яркие впечатления на всю жизнь», – говорит Алена Громова, директор по внутреннему рынку Coral Travel.
Зимой можно будет прокатиться на лыжах на склонах вулкана.
Г-жа Громова напоминает также о возможностях гастрономического туризма на Камчатке: путешественники пробуют настоящего камчатского краба, сразу несколько видов свежайшей красной икры: кеты, горбуши, кижуча, чавычи и нерки и другие морепродукты. Кроме них – лосятину, оленину и медвежатину, которую жарят, запекают, делают бифштексы, медальоны, а также варят сытные мясные супы.
В «Интуристе» предлагают отправиться на морскую прогулку к бухте Русская, где можно порыбачить и увидеть касаток или сивучей.
Также рекомендуют подъем на гору Верблюд – эта экскурсии погружает туристов в жизнь и работу вулканологов: часть пути проходит в вахтовке по устью сухой реки где когда-то текла лава.
Вырастет ли турпоток на Камчатку в будущем.
Сергей Ромашкин не исключает, что спрос на регион цикличен и повышенный интерес к Камчатке через несколько лет вернется. На некоторых направлениях, по словам эксперта, туроператоры и ранее наблюдали трехгодичные циклы спроса. Что, впрочем, все равно не сделает этот рынок массовым – его предельная емкость по оценкам главы «Дельфина» составляет 200-250 тыс. туристов в год.
«Это направление не относится к массовым, но очень востребовано у определенной категории туристов. Туристов и искателей нестандартных туров на Камчатку влекут прежде всего природные достопримечательности, так как только здесь можно увидеть такое количество действующих вулканов, гейзеров, термальных источников в одно месте, а также ни с чем несравнимый животный и растительный мир», – поясняет Алена Громова из Coral Travel.
В «Интуристе» обращают внимание на большую работу, которую местные власти проделывают для привлечения туристов.
«Местное министерство туризма прикладывает большие усилия для развития направления: создана рабочая группа в которую входят представители бизнеса, которые совместно стараются работать над улучшением сервиса и корректировкой цен», – рассказали в пресс-службе туроператора.
Это, несомненно, тоже создает задел для будущего роста.
Текст: Екатерина Тропова.